Вице-президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин сообщил СМИ, что уже летом в Минфин поступят разработанные союзом предложения по повышению базовых тарифов ОСАГО.
Повышение на 25%
Отметим, что с 1 марта 2009 года в системе ОСАГО начали действовать новые правила, которые, по замыслу законодателей, должны облегчить жизнь автолюбителям. Переход к «европротоколу» и не обязательный вызов сотрудников ГИБДД на мелкие ДТП может привести к всплеску судебных исков к страховым компаниям.пишет dp.ru.
В этот раз, по словам Батуркина, речь идет о повышении тарифов как минимум на четверть.
По словам страховщиков, за последние шесть лет с момента введения ОСАГО, базовые тарифы не менялись ни разу. В то же время, из-за инфляции растет размер средней выплаты по ОСАГО, поскольку стоимость многих запчастей номнирована в валюте.
Однако конкретные суммы повышения Батуркин назвать так и не смог. Известно только, что расчет новых тарифов будет проводиться по новой статистической базе — с июля 2003 года, когда закон об ОСАГО вступил в силу, по май 2009 года.
Страховые премии будут повышены
По оценке экспертов, эти корректировки приведут к тому, что суммарный объем премии, собираемой страховщиками по ОСАГО, вырастет примерно на 10-15%. Первое нововведение дает возможность пострадавшему в ДТП обращаться за выплатами не в страховую компанию виновника аварии, а в свою собственную.
По словам Батуркина, также необходимость поднять базовые ставки ОСАГО связаны с введением в России «европротокола» и механизма прямого урегулирования убытков.
Напомним, что, согласно поправкам в закон об ОСАГО, с 1 марта 2009 года в России начала действовать система прямого возмещения убытков и упрощенного оформления ДТП («европротокол»). Система прямого возмещения убытков (ПВУ) предоставляет автомобилистам, понесшим ущерб при ДТП, право обратиться за страховым возмещением в ту страховую компанию, с которой у них заключен договор ОСАГО, а не в страховую компанию виновника ДТП.
«Европротокол» предусматривает самостоятельное заполение протокола о ДТП участниками происшествия в том случае, если в аварии не пострадали люди, участниками ДТП являются только две машины, а размер потенциального ущерба каждого из автомобилей не превышает 25 тыс. рублей.
Кстати говоря, сами страховщики относятся к «европротоколу весьма настороженно. Так Начальник управления страхования автотранспорта и грузов страховой компании «АВЕСТА» Владимир Яковлев считает, что «прямое урегулирование и упрощенное оформление страхового случая, на наш взгляд, сугубо политическая акция».
По его мнению, предлагаемые нововведения требуют большой согласованной работы страховщиков и больших расходов. «Можно не сомневаться, что расходы, в конечном итоге, войдут в структуру тарифной ставки, а проще говоря, в стоимость страхового полиса», — говорит он.
Кроме того, страховщики опасаются всплеска мошенничества и других противоправных действий в ходе урегулирования страховых случаев.
Президент Гильдии автомобильных журналистов России Ольга Неделина, мнение которой приводит сайт «Комментарии.ру», полагает, что постоянные «нововведения» в ОСАГО нужны, прежде всего, самим страховщикам, «дабы гасить периодически нарастающий народный гнев в отношении так и не «отрегулированной» под мировой уровень и российского потребителя услуги».
Забыли о скрытых дефектах
Упрощенная процедура оформления ДТП (европротокол) предполагает, что можно обойтись и без автоинспектора. Это также возможно только при выполнении всех вышеперечисленных условий, плюс к этому участники аварии должны договориться, кто является ее виновником.
Также обе стороны должны быть согласны с характером и перечнем повреждений автомобиля. Если все условия выполнены, можно не звонить в ГИБДД, а оформить ДТП самим.
Однако здесь стоит учесть несколько важных обстоятельств – с упрощенным оформлением можно обратиться только в страховую компанию виновника, но не в свою. Кроме того, при упрощенной схеме страховая выплата потерпевшему не будет превышать 25 000 рублей, поэтому если повреждения стоят дороже – лучше все оформить официально.