Как сообщает «Коммерсант», иностранные автоконцерны всерьез задумались о привлечении на свои российские предприятия рабочих из стран СНГ, и прежде всего из Узбекистана, Казахстана и Белоруссии, где уже есть опытные и недорогие кадры.
На волне активного спроса на рабочую силу в Северо-Западном регионе РФ граждане стран СНГ сами присылают резюме в надежде занять вакантные места на петербургских заводах General Motors, Ford, Toyota и Nissan, а впоследствии и на предприятиях Hyundai и Suzuki. Пока запустить процесс массового найма иностранцев и тем самым решить проблему отсутствия в городе и области необходимого количества рабочих рук автопроизводителям мешает жесткое миграционное законодательство. Властям, вероятно, придется идти на уступки и смягчать политику в отношении трудовых мигрантов.
Только для запуска первых очередей своих автосборочных предприятий в Санкт-Петербурге пяти автоконцернам в совокупности понадобятся как минимум 7 тыс. человек. Открывшая в конце 2007 года свой завод в Шушарах компания Toyota объявила о создании 600 рабочих мест. В конце этого года стартуют предприятия General Motors и Nissan. Им на первых порах понадобятся 1,3 тыс. и 750 рабочих соответственно. В конце 2010-го — начале 2011 года запускаются также Hyundai и Suzuki.
Корейский автопроизводитель заявил о необходимости привлечь на свой петербургский завод 1,7 тыс. человек и еще 2,3 тыс. рабочих на предприятия своих поставщиков. Лишь Suzuki еще не объявляла о необходимом количестве рабочих. При этом в городе заявлено немало проектов по производству автомобильных компонентов, которым тоже нужны рабочие руки. Кроме того, автопроизводители в последнее время постоянно пересматривают свои производственные планы в сторону их увеличения, что способствует появлению новых вакансий. Не стоит забывать и про Всеволожский завод Ford. На нем уже работает около 2 тыс. человек, и как раз с учетом расширения производства компания объявила о наборе еще 1,5 тыс. работников, пишет издание.
Заводы строятся, но работников нет
И хотя автомобильный кластер еще полность не сформирован, уже не ясно, кто же будет в нем работать. Городские чиновники формально проблему признают, но к разработке обещанной комплексной программы по ее решению пока так и не приступили. В свою очередь, даже при сравнительно небольшой потребности в рабочих, с учетом того, что большинство предприятий еще только строятся, уже появляется информация о переманивании сотрудников автопредприятиями друг у друга. Эксперты справедливо замечают, что если ситуация сохранится, то дефицит рабочей силы вызовет необоснованный рост зарплат рабочих без соответствующего роста их квалификации. Ведь у них появится возможность шантажировать работодателя уходом на другой завод, который для привлечения ценных и просто необходимых кадров предложит лучшие условия.
Петербургские рабочие на маленькие зарплаты не согласны
Отметим, что ранее ГАЗЕТА. СПб сообщала, что глава производственного департамента Ford Europe Джим Тетро предупредил конкурентов автогиганта, желающих наладить производство на территории России, о подстерегающих их трудностях.
По словам Д.Тетро, первая трудность заключается в значительном увеличении издержек, связанном с ростом заработной платы. В течение последних трех лет зарплата в России росла в среднем на 20% в год, сообщил представитель Ford, сетуя на рост затрат на оплату труда местных рабочих.
Вторая масштабная проблема – недостаточное развитие инфраструктуры, отметил глава производственного департамента Ford Europe. Причем затруднены здесь и железнодорожные, и водные, и автомобильные перевозки, добавил он. Кроме того, по мнению Д.Тетро, дополнительную проблему в России создает неразвитость сети локальных поставщиков.
К слову, начало работы предприятия было омрачено скандалом — у Toyota возникли затруднения с наймом рабочих, утверждает источник, знакомый с кадровой политикой компании. По его словам, большая часть кандидатов по разным причинам не устроила автопроизводителя, а после нескольких месяцев работы предприятия в учебном режиме на нем началась утечка кадров из-за низкой зарплаты и высоких требований к рабочим, сообщала ГАЗЕТА.СПб.
В Петербурге платят больше
Кадровой проблемой в Петербурге спешат воспользоваться и граждане Узбекистана, Казахстана и Белоруссии. Причем речь идет не только о неквалифицированных работниках. Например, в Узбекистане General Motors имеет совместное с государством предприятие — GM Uzbekistan. На этом заводе работает более 5 тыс. человек, некоторые со стажем более десяти лет. Рабочие GM Uzbekistan рассказали, что многие из них уже послали свои резюме на ряд петербургских автомобильных заводов, и в частности, в компанию General Motors.
Свое желание работать в Петербурге они объясняют высокими зарплатами. В Узбекистане, по их словам, рабочая смена может достигать одиннадцати часов при средней месячной зарплате в $300. При этом петербургские заводы, хотя и не раскрывают будущих зарплат, хором обещают, что у них она будет конкурентоспособной и, следовательно, будет близка к зарплатам завода Ford. По словам Екатерины Кулиненко, PR-менеджера Ford Russia, сейчас средняя зарплата на Всеволожском заводе компании составляет 25 586 рублей (чуть более $1 тыс.). Кроме того, сотрудники завода имеют значительный социальный пакет.
Зарплата к 2010 году — 1400 долларов
Кстати, по прогнозам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, к 2010 году рабочие автомобильной промышленности в регионе будут получать $1400 (по текущему курсу и в нынешних ценах). Воспользоваться спросом на рабочую силу и получить от этого перечисленные выгоды помимо узбекских рабочих спешат и жители соседних Казахстана, Белоруссии (обе страны также имеют современные автомобильные предприятия) и Таджикистана. Впрочем, и сами автопроизводители охотно готовы принимать таких работников.
Как отметил Мицуаки Сигимори, генеральный директор петербургского завода Toyota, кандидатам не обязательно иметь даже опыт, компания сама их обучит. Однако желание автопроизводителей нанимать приезжих упирается в миграционное законодательство, которое, по мнению старшего менеджера по закупкам Ford Russia Арндта Фурмана, надо скорейшим образом менять, иначе на автомобильные заводы придется брать пенсионеров.
Пока же, по мнению Евгении Дельновой, менеджера кадрового агентства Kelly Services, несмотря на желание автопроизводителей привлекать иностранцев, сложные процедуры их оформления и высокие штрафы даже за мелкие нарушения при найме иностранцев отпугивают работодателя.
«Зачастую отказываются и сами кандидаты», — говорит Ольга Енютина, менеджер Coleman Services. «К нам приходят резюме от граждан стран СНГ, в том числе с узбекского завода GM, но пока их на порядок меньше, чем от граждан России», — рассказала менеджер по корпоративным связям завода GM Мария Александрова.