Порядка 30 млн попыток хищения средств у россиян отразили банки в первом полугодии текущего года. Объем предотвращенных операций превысил 4,3 триллиона рублей. Однако злоумышленники подстерегают граждан и в других уголках интернета: в соцсетях, на цифровых платформах, а также на созданных ими фишинговых сайтах. Уровень цифровой грамотности, без которой нынче никак, обсудили на круглом столе «Безопасность в интернете: современные вызовы и технологии защиты пользователей».
В 2023 году за тот же период было отражено чуть более 9 млн попыток хищения средств у клиентов банков. Такие цифры привел начальник отдела информационной безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь. Он отметил, что злоумышленники постоянно совершенствуют «легенды» для обмана и внедряют современные технологии в свои схемы. Поэтому важно повышать свои навыки финансовой и киберграмотности. Участники встречи согласились с ним, добавив, что проблема кибермошенничества делает образование в области цифровой безопасности сегодня очень востребованным.
«Повышать цифровую грамотность необходимо абсолютно всем категориям населения нашей страны. Причем делать это нужно на протяжении всей жизни. Мы совместно с Минцифры, Министерством просвещения и, конечно, с нашим российским IT-бизнесом реализуем ряд образовательных инициатив для различных категорий населения», — рассказала заместитель директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Ольга Франчук.
Важность просветительский работы отметил и председатель комитета цифрового развития Ленинградской области Андрей Сытник. «Мы сами лично ездим и в школы, и общаемся с жителями, в том числе серебряного возраста, для них есть специальная программа», — поделился эксперт.
На встречу пришли также представители компании Авито и Территориального фонда обязательного медстрахования (ТФОМС), ведь любая организация, имеющая сайт и электронные сервисы, а тем более та, которая предоставляет услуги в интернете сегодня должна предпринимать много усилий, чтобы уберечь личные данные своих пользователей и не дать их обмануть.
Так специалисты Авито выпускают видеоуроки, где доносит до зрителя азы цифровой грамотности. Кроме того, сами сервисы платформы постоянно совершенствуются в плане безопасности.
«Любое частное лицо или компания могут легко подтвердить свой профиль на платформе, для этого есть разные варианты. За год число желающих пройти проверку выросло на четверть. А покупатели, почти 90%, предпочитают взаимодействовать с теми, кто подтвердил профиль. При этом личные данные на странице не раскрываются. В зависимости от раздела есть и другие подсказки, например, «проверенный диллер» или «надежный партнер». Сейчас среди частных пользователей самым популярным видом проверки стала проверка через Госуслуги», — рассказала директор по доверию и безопасности Авито Наталья Юматова.
На встрече также прозвучал прогноз, что искусственный интеллект сможет в будущем предсказывать начало хакерской атаки, но пока IT-отделам следует быть всегда наготове.