Появился даже специальный термин – «геттоизация». Впрочем, чиновники не спешат драматизировать ситуацию. Так, недавно председатель комитета по внешним связям Северной столицы Александр Прохоренко пообещал не допустить геттоизации Петербурга. Эту точку зрения поддерживает и руководство миграционной службы.
СЮЖЕТ ПЕТЕРБУРГСКИХ «ВЕСТЕЙ»
Елена Дунаева, начальник управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Конечно, есть какие-то районы, где граждане тех или иных государств аккумулируются. Допустим, все знают, что в Невском районе граждане Азербайджана. Во Всеволожском районе граждане Армении. Речь просто идет о том, что стоят жилые дома. Просто в ряде квартир живут иностранные граждане, но здесь же рядом русские. И ничего другого здесь быть не может. Другого не будет».
СЮЖЕТ 100ТВ
Другая серьезная проблема – трудовые мигранты все хуже владеют русским языком, особенно это касается молодых рабочих из ближнего зарубежья. Зачастую водители маршруток уже не могут объясниться с пассажирами. Лингвисты бьют тревогу – у мигрантов нет стимула учить русский, а значит, языковой барьер с каждым годом будет все серьезнее.
Ирина Лысакова, заведующая кафедрой межкультурных коммуникаций: «Вот если, как в других странах, сначала их обучат языку, а потом будут принимать на работу после определенного тестирования, после определенных курсов на знание языка, то тогда положение, конечно, изменится».
В этом году в рамках программы «Толерантность» за парты сядут около пятисот трудовых мигрантов. Курс изучения русского языка рассчитан на 72 часа. Для иностранцев разработали специальный букварь, но маленькие тиражи издания доказывают – до решения языковой проблемы в Петербурге очень далеко.