![](https://gazeta.spb.ru/wp-content/themes/wp-bootstrap-starter-child/assets/dist/img/empty.png)
Сегмент рынка недвижимости — стрит-ритейл, то есть помещения для уличной торговли, оказался в меньше степени подвержен кризисным явлением, чем помещения находящиеся в торговых комплексах и бизнес центрах, пишет dp.ru.
Стрит-ритейл представлен разными сферами бизнеса. Явными лидерами считаются – общепит, особенно сети быстрого питания, кофейни, недорогие рестораны. Активно используют встроенные помещения — салоны цветов, аптеки, обувные магазины, работающие в среднем ценовом сегменте. В центре города: Невский проспект, Большой проспект, и Владимирский проспект, — большая часть представлены магазинами одежды, обуви и аксессуаров. Значительная часть арендаторов Центрального района это представительские офисы различных компаний, которым важно размещение в престижном районе: банки, страховые компании.
По словам Алексея Гулевского, проект-менеджера GVA Sawyer, кризис в сегменте стрит-ритейла сказался меньше, чем на сегменте аренды в торговых комплексах. Тенденция снижения ставок аренды не так четко выражена и составляет 5%-10%. Со своей стороны Людмила Рева, директор департамента брокерских услуг ASTERA St.Petersburg говорит о снижении арендных ставок на 20-45% по сравнению с сентябрем прошлого года.
Расхождение в цифрах можно отнести к методике подсчета, так как заявленная и окончательная арендная ставка может сильно меняться. В сегодняшних условиях легко можно выторговать скидку до 20% и предоставление льготного периода аренды с понижением арендной ставки до 50%.
«С начала кризиса с Невского проспекта съехало порядка 20% арендаторов. На Большом проспекте Петроградской стороны пустует около 15% площадей, аналогичные цифры по Московскому проспекту, Лиговскому и другим торговым магистралям, где ставки до кризиса были сильно завышены. Если говорить о рынке купли продаже встроенных помещений, то этот рынок замер. «Многие потенциальные покупатели ждут снижения цен, а продавцы – их повышения говорит Ольга Корнилова, директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости «АРИН».
Эксперты указывают на новые тенденции появившиеся в этом сегменте: теперь комиссию брокерам зачастую платят собственники, в то время как раньше вознаграждение брокеру оплачивал арендатор. Во-вторых, заключаются преимущественно краткосрочные договоры, так как никто не может прогнозировать изменения курса валют.