Cмольнинский районный суд Санкт-Петербурга полностью удовлетворил требования городского прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц — граждан России — о признании информации, размещенной в сети интернет, экстремистской.
В ходе следствия было установлено, что 30 июля 2004 года мужчина разместил на странице информационно-политического портала ЗАКС.ру и на сайте Фонтанка.ру сообщение, содержащее угрозу убийства губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко.
Свою вину подсудимый не признал ни в ходе предварительного следствия, ни в суде. Однако суд согласился с выводами следствия и государственного обвинителя и приговорил гражданина к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Это уже не первый случай когда уголовные дела возбуждаются против пользователей интернета.
Напомним, что Савва Терентьев, обычный блоггер ЖЖ, однажды наткнулся на запись журналиста Суранова из города Инта. Суранов рассказывал, как милиция приехала в редакцию их оппозиционной газеты «Искра» и изъяла жесткие диски.
Терентьев прочитал и оставил свой «камент» приблизительно следующего содержания: «Менты и гопота одно и тоже. Было бы неплохо, если бы неверных ментов периодически сжигали на стефановской площади».
Милиция сочла комментарии блоггера «возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства» (статья 282 УК РФ).
Его жесткий диск изъяли, возбудили уголовное дело и дали расписку о невыезде.
МНЕНИЯ
Антон Носик, руководитель службы блогов компании «Суп»:
— Никакой систематической борьбы с экстремизмом в рунете не заметно. Существуют единичные случаи привлечения разных пользователей в регионах за размещение в сети различных предосудительных, с точки зрения местных правоохранителей, материалов.
Но, например, по поводу распространения неонацистами в интернете листовки «Важна не последовательность, важен факт ликвидации» с портретами Политковской, Венедиктова, Латыниной, Пархоменко и десятка других известных журналистов, Генеральная прокуратура отказалась вести какое-либо следствие и до, и после того, как Анна Политковская была убита.
Если подобного рода материалы экстремизмом не считаются, то трудно относиться в серьёз ко всей затее. В то же время в рунете постоянно закрываются те или иные сайты, противоречащие законодательству или нарушающие условия хостинга — пиратские, например, или спамерские.
Дмитрий Пучков — переводчик (творческий псевдоним Гоблин):
— Несомненно призывы «вешай черных» и «Россия для русских» права на существование, в рамках существующего законодательства, не имеют. Власть неповоротлива и технически неграмотна, «плохие» сайты просто переедут «за бугор». Устанавливать фильтры как в Китае вряд ли станут: ни мозгов, ни способностей не хватит. Нужны классные высокотехнические специалисты, которые за государственную зарплату работать не будут.
Что можно говорить, если родная страна на протяжении двух чеченских войн не смогла закрыть «Кавказ-Центр», который до сих пор прекрасно работает?! А ведь этот сайт дает площадку террористам и убийцам, повинным в смерти сотен людей. Видимо, кому-то из чиновников этот сайт нужен. А ловить тупых подростков, готовых подраться с неграми – это получается первейшая необходимость.
СПРАВКА
У спецслужб в рунете и сейчас есть возможности контролировать интернет. Установка «черного ящика» в рамках проекта СОРМ-2 сводится к организации провайдерами специальной выделенной линии в местное отделение ФСБ, что позволяет сотрудникам скрытно получить доступ ко всей информации абонентов этих провайдеров – отслеживать и читать электронную почту и контент, пишет «Фонтанка.ру».
Впрочем, многим СОРМА мало — рунет раздражает чиновников своей «бесцензурщиной». Их недовольство проявляется в отдельных заявлениях.
Так, в начале 2006 года в комитете Госдумы были подготовлены поправки в закон «О противодействии экстремистской деятельности», где предлагалось установить ответственность за распространение экстремистской информации через интернет и компьютерные игры.
Кроме того, признаком экстремистской деятельности новый закон устанавливает публичную клевету в отношении высших чиновников России и субъектов Федерации при исполнении ими своих должностных обязанностей, соединенную с обвинениями данных лиц в экстремистской деятельности.
Создание печатных, аудио- и видеоматериалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности.
Автор таких материалов будет признан лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность, и понесет предусмотренную законом ответственность. Устанавливается, что экстремизмом являются публичные призывы или выступления, которые побуждают к осуществлению экстремистской деятельности или допускают возможность ее осуществления.