В БДТ поставили “Дядюшкин сон” Достоевского

Темур Чхеидзе не делает веселых спектаклей. Вот и в своей премьере он словно напоминает: “Дядюшкин сон” хоть и ранняя вещь, но написал ее не Островский, а все-таки Достоевский, пишет “Коммерсант”. Сумрачный воздух наполнен неумолчным перезвоном и перестуком деталей невидимого часового механизма. Сцена занавешена паутиной пыльных тюлей, щелястый пол вздыблен так, что мебель едва держится на нем, а сонный маятник напольных часов раскачивается настолько неправдоподобно медленно, что, кажется, вот-вот замрет.

При свойственной спектаклям Чхеидзе кантиленности мозаика комических и драматических сцен здесь складывается в картину несложившихся судеб и растраченных попусту жизней. Главная здесь, безусловно, Марья Александровна Москалева Алисы Фрейндлих – Наполеон в юбке, усталый стратег с саркастическим прищуром из-под очков, положивший жизнь на борьбу с мордасовским обществом и проигравший свое Ватерлоо. А есть еще несостоявшийся жених с говорящей фамилией Мозгляков (Кирилл Жандаров), который, хоть и подлец, но любит Зину – как умеет. Есть умная приживалка Зяблова (Мария Лаврова) с нерастраченным запасом любви. И есть феерически-смешная Елена Попова, ранее специализировавшаяся на ролях изысканно-холодноватых красавиц, а теперь в роли рыжей, воинственной полковницы Карпухиной она опрокидывает рюмку за рюмкой и нейтрализует лакея Москалевой одной ловкой подсечкой.

Темур Чхеидзе – не судья своим героям, и поэтому измеряет их поступки судом двух единственно чистых душ в спектакле. Судом Старого Князя (Олег Басилашвили) – потому что в своем слабоумии он невинен, как младенец. И судом юной Зины Москалевой (Полина Толстун) – потому что она единственная, кому знакомо чувство вины. В фильме Воинова в галерее фарсовых персонажей, вписанных в самоварный быт, выделялась одна трагическая фигура. Под клоунским гримом престарелого князя Гаврилы – мейерхольдовца Сергея Мартинсона – в финале обнаруживалась неподвижная маска смерти, голый череп, на котором трагическим ужасом зияли провалы глаз.

В БДТ поставили "Дядюшкин сон" Достоевского У Князя Олега Басилашвили накладные усы и черный паричок, блеющий голос и стреляющая вперед (пробковая) коленка. Но в его маразме нет ничего гротескно-фантастического. Дряхлый, беспомощный Князь человечен, как и большинство героев Басилашвили. И если поначалу в чувство его может привести только перезвон бокалов с шампанским, то его сознание пробуждает пение Зины. В спектакле она поет вовсе не положенный ей романс, а под таинственный перезвон невидимых колокольчиков нашептывает, будто колдует, странную детскую песенку-игру про боярина-медведя. Князь, словно очнувшись от сна, тревожно вслушивается в песенку. И кажется, что сквозь толщу лет к нему возвращается что-то давно забытое, важное. Между героями возникает иррациональная связь. Стоя на коленях и, как дети, взявшись за руки, Зина и Князь в этот момент кажутся заговорщиками, тайными союзниками.

Полина Толстун (Зина), тонкая, как свеча, с глухим и сильным голосом, сначала молчаливо-отрешенная, в сцене катастрофы тревожно мечущаяся в поисках несуществующего выхода, – вертикаль этого спектакля. Юная актриса, недавняя выпускница сделала почти невозможное – сыграла чистоту без приторности и героизм без пафоса.

Спектакль не заканчивается, как в фильме, скандалом в доме Москалевых, с исповедью Зины и покаянием Мозглякова. Здесь нет и надругательства провинциальных хищниц над князем. И вопрос окончательно очнувшегося князя: “Что я здесь делаю? Кто эти люди?” адресован не окружающим, а себе, загостившемуся на этом свете. Действие переносится в дом умирающего Васи – возлюбленного Зины. Темуру Чхеидзе важно было пропустить героиню через смерть, отчаяние и одиночество, чтобы в финале она, уже окончательно ничья, более не принадлежащая этому миру, заняла свое место в торжественно-печальной, составленной из вертикалей, композиции смерти – просветления Князя. Пыльные тюли падают, часы с замершим маятником плавно взмывают вверх, красивый седой человек со свечою в руке говорит про васильковое поле, мать, первую любовь, а гигантский маятник-качели с застывшей на нем тонкой девичьей фигурой начинает новый отсчет.

Состоявшийся премьерный показ в БДТ, к сожалению, удручил, пишет “Афиша”. Cпектакль-анекдот, спектакль-фарс был превращён режиссером Чхеидзе в затянутую нудную совковую постановку. Актёры честно читали свои монологи, публика честно вежливо хихикала в несмешных местах, всё ожидая, что Алиса и Басик вот-вот зажгут и покажут настоящее чудо.

А чуда не случилось.

Роль Алисы Бруновны многословная и суетливая, сыграна в старорежимном классическом ключе а-ля Васса Железнова (поставленная в этом же театре с С.Крючковой в гл.роли). А Олег Валерьянович Басилашвили не играл, а, переигрывал. Создавалось ощущение постановки школьного театра с приглашенной звездой из телепрограммы “Кривое зеркало”.

На этот решительно скучный спектакль с затянутыми сценами я второй раз бы точно не пошёл, да и на премьере досидел до финала (зевая) только из вежливости.

Многочисленные дамы забросали шикарными букетами бенефициантов не от того, что те грандиозно сыграли, а от большой любви да по старой памяти.

БДТ имени Товстоногова
15 мая

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Как правильно выбрать встраиваемый духовой шкаф: советы и рекомендации

Как правильно выбрать встраиваемый духовой шкаф: советы и рекомендацииТехнологии
Встраиваемые духовые шкафы становятся всё более популярными среди современных хозяек и хозяев, и это не случайно. Они не только экономят пространство, но и позволяют создать гармоничный интерьер кухни. С каждым годом производители предлагают всё больше моделей с различными функциями и дизайном, что порой делает выбор непростой задачей. В этой статье...
Подробнее

Мурманская область ищет альтернативные грузы для ММТП

Мурманская область ищет альтернативные грузы для ММТПНовости
Власти Мурманской области обещали президенту найти замену углю, перевалку которого планируют перенести из Мурманского торгового порта в строящийся порт Лавна. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным губернатор Мурманской области Андрей Чибис озвучил необходимость переноса угольных грузов за пределы города при сохранении работы стратегического порта в Арктике. Планируемый объем перевалки...
Подробнее