Георгий Полтавченко утвердил план Смольного по дополнительным мерам общественной безопасности и снижению проэкстремистских настроений в Петербурге, сообщает «Фонтанка.ру». Судя по нему, в следующем году в городе появятся молодежные отряды правопорядка (МОП), в которых обязательно будут присутствовать представители диаспор Северо-Кавказского региона. Южане не против этнических патрулей, а эксперты опасаются эскалации национализма.
Пропаганда в помощь
Три года назад указом № 1535 тогдашний президент Дмитрий Медведев обязал высших должностных лиц субъектов РФ образовать координационные совещания по обеспечению правопорядка. Суть их свелась к обобщению тематической информации, прогнозу тенденций и, соответственно, выработке мер по поддержанию и укреплению того самого правопорядка.
В декабре координационное совещание в Смольном провели. Данные обобщили и проанализировали и сделали вывод, что в Петербурге не все гладко. Полиции поручили и дальше следить за радикализацией молодежи, а точнее — ее предупреждать. Муниципальным властям с привлечением районных СМИ — активизировать информационно-пропагандистскую работу, чтобы подрастающее поколение не плыло по экстремистскому течению, а наоборот, формировало в себе законопослушное поведение.
Среди идей по продолжению, укреплению, активизации и прочей пролонгации особняком выделяется одна с императивом “создать”. Номер у нее 2.4.3, а звучит она звонко, хоть и многословно: “Комитетам (по молодежной политике, науке и высшей школе, вопросам законности, правопорядка и безопасности) во взаимодействии с ГУ МВД проработать вопросы создания в рамках общественных организаций молодежные отряды правопорядка с обязательным включением в них представителей диаспор Северо-Кавказского региона РФ. Разработать положение и инструкцию по их деятельности”. Срок — до 15 февраля 2014 года.
Без конкретики
В пресс-службе комитета по молодежной политике прокомментировать этот вопрос не смогли, посоветовав обратиться за подробностями в комитет по законности и правопорядку.
Однако один из чиновников в комитете признал, что поручение специалистам разработать положение о молодежных отрядах есть. «К сожалению, пока никакой конкретики — ни количественного состава, ни функций, ни инструкций.
Она будет ближе к 15-му февраля, именно к этой дате дано поручение”, — развел руками служащий и навскидку даже не рискнул не предположить, в чем смысл обязательного объединения в одной дружине виртуального Мусы из Махачкалы с виртуальным же Егором из Купчино.
Отряды, судя по всему, придут на помощь полиции и возьмут на себя обязанности народных дружин и других общественных формирований, действующих сейчас под крылом муниципалитетов.
Судя по постановлению губернатора, исключительным правом попадания в МОПы обладают представители десяти субъектов России. К Северному Кавказу относят Краснодарский, Ставропольский края, южные границы Ростовской области, Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чеченскую республику.
Но есть и административно-территориальное деление по федеральным округам. С 2010 года в СКФО входят всего семь регионов, за исключением Адыгеи, Краснодарского края и, естественно, Ростовской области. Наивно предполагать, что, допустим, приехавшие в Петербург ростовчане будут настаивать на участии в МОПах на отдельных условиях.
Этнические предрассудки
Логику Смольного попытался объяснить полномочный представитель Республики Ингушетия в Санкт-Петербурге и Ленобласти Юнус Хаутиев:
— В рамках общественной организации “Совет по межнациональному сотрудничеству” мы участвовали в рейдах и видели реакцию земляков и других представителей Северного Кавказа.
Задержанные нарушители гораздо спокойнее реагируют и охотнее выполняют требования силовиков, если видят рядом с ними представителя своей диаспоры. В будущем возникает меньше вопросов по правомерности действий правоохранительных органов. Идея неплоха, думаю. Разве что в отряды правопорядка включал бы не только молодежь, но и представителей старшего поколения. На них уроженцы Ингушетии реагируют эффективнее.
Председатель комиссии по вопросам правопорядка и законности петербургского ЗакСа Александр Кущаксчитает пункт постановления вовсе не обязательным:
— Все идеи имеют право на существование и реализацию, лишь бы было спокойнее на улицах. С другой стороны, какая разница, кого включать в отряды? Пусть они хоть состоят из бурята, татарина и дагестанца. Страна у нас многонациональная. Любое патрулирование может снизить социальную напряженность. Впрочем, на мой взгляд, лучше вкладывать силы и средства в систему уличного видеонаблюдения.
Руководитель мобильного отряда правопорядка “Патриот”, сотрудничающего с колпинскими властями,Кирилл Прокопенко опасается раздутых МОПов:
— Потребность в общественных формированиях по поддержанию безопасности есть, но, как мне кажется, в последнее время в попытке возрождения народных дружин власти погнались за количеством. А следовало бы, на мой взгляд, — за качеством. Пожалуй, достаточно отряда в 50 подготовленных человек на район. Острой необходимости включать в отряды представителей диаспоры, по крайней мере сейчас, не вижу.
Напомним, впервые идея о создании этнических патрулей прозвучала в феврале этого года. Тогда на заседании правительства вице-губернатор Игорь Дивинский сообщил, что в Центральном районе «подготовлены народные дружины из числа представителей диаспор».
Между тем депутаты Виталий Милонов и Виталий Мартыненко, напротив, предлагали выпустить на улицы города миграционные патрули, состоящие из местных жителей, которые помогали бы миграционной службе отлавливать нелегалов.