«По инициативе ассоциаций и союзов, объединяющих производителей сельхозпродукции и компании розничной торговли, сегодня в Минсельхозе России состоялось подписание протокола о продлении действия соглашения о принятии мер по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров до 1 мая 2008 года»,- говорится в пресс-релизе министерства сельского хозяйства, передает РИА «Новости».
Известно, что документ «о заморозке» шести товаров подписали представители Росптицесоюза, Масложирового и Молочного союзов, Российского союза пекарей, Союза мукомольных и крупяных предприятий, а также торговых организаций.
Официально цены будут зафиксированы на два вида хлеба — пшеничный и ржаной, молоко не менее 1,5% жирности, кефир 1%, масло подсолнечное и яйцо куриное. При этом еще до заключения соответствующего «антиинфляционного пакта» продавцы и аналитики продовольственного рынка практически в один голос заявляли, что убытки торговых сетей будут компенсированы за счет повышения цен на «несоциальные» продукты.
Отметим, что цены на продукты будут зафиксированы на уровне 28 января. Перед этим производители и сети смогут повысить отпускные цены на столько, на сколько подорожали товары данной продуктовой группы в регионе. Максимальная наценка торговых сетей на эти продукты не должна будет превышать 5-6%.
И хотя данных Росстата за январь еще нет, но за ноябрь — декабрь хлеб подорожал на 1% (за октябрь — декабрь — на 2%). Молоко и молочная продукция за два месяца стали дороже на 6,3% (16,5%), подсолнечное масло — на 3% (30,1%), яйца — на 3,1% (24,6%). Все продовольственные товары за ноябрь — декабрь подорожали на 3,5%, а с октября — на 6,9%.
Руководитель Росстата Владимир Соколин объяснил этот рост двумя факторами: производители и сети «компенсируют снижение цен одного продукта за счет другого», основные сети «работают на узком поле».
В середине января чиновники предлагали зафиксировать цены без их повышения. Компании ответили, что тогда для них персонально должны стать постоянными и издержки — например, на электричество, бензин, зарплаты.
Послабление вышло производителям масла. Каждый выберет один бренд (можно нерафинированное) и не будет повышать отпускную цену на него до 1 мая, говорит директор по корпоративным вопросам Bunge Кирилл Болматов. Зато цены останутся почти на том же уровне, отмечает он. Условия соглашения теперь касаются не всего растительного масла, а только самого дешевого, нерафинированного (15% рынка), добавляет Иванов. Bunge придется «себе в убыток» зафиксировать отпускную цену на рафинированный Ideal — нерафинированного масла компания не выпускает.
Чем дольше продержится мораторий, тем сильнее вырастут цены после его отмены, полагает г-н Болматов. Минэкономразвития думает так же: инфляция в первом полугодии будет выше, чем год назад. Чтобы за год цены выросли не более чем на 8,5%, их прирост в первом полугодии не должен превысить 6,8% (год назад — 5,7%), сообщают «Ведомости».
СПРАВКА: Социально значимые сорта хлебобулочных изделий можно приобрести в магазинах фирм ЗАО «Дикси-Петербург», ООО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»),ООО «Лента», ООО «О\’Кей», ОАО «Темп Первый» (сеть «Находка»), ООО «Фирма «Омега-97» (сеть «Паттерсон»), ООО «Русель» (сеть «Карусель»),«Центральные булочные», ЗАО «Торговый дом «Перекресток»;
— определенные сорта молока, кефира и сметаны — в магазинах ЗАО«Дикси-Петербург», ООО «Агроторг». ООО «Лента», ООО «О\’Кей», ООО
«Русель», ОАО «Темп Первый», ООО «Фирма «Омега-97», ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО «Весна», ООО «Любавушка», ЗАО «САМПО», ОАО «Северный универсам», ОАО «Универсам Фрунзенский», ЗАО «Универсам Таллинский»;
— куриные яйца II категории — в торговых сетях ООО «Агроторг», ООО«Лента», ООО «О\’Кей», ЗАО «Торговый дом «Перекресток»;
— три вида подсолнечного масла в магазинах торговых организаций ООО«Русель», ЗАО «Дикси-Петербург», ООО «Лента», ООО «О\’Кей», ОАО «ТемпПервый», ООО «Фирма «Омега-97», ООО «Любавушка» (сеть «Полушка»), ЗАО«Сампо» (универсам), ОАО «Универсам Фрунзенский», ЗАО «Универсам Таллиннский», ОАО «Северный универсам», ООО «Агроторг» и ООО «Фирма«Омега-97».
В торговых залах все продукты, реализация которых предусмотрена вышеназванными соглашениями, снабжены соответствующими яркими ценниками с указанием цены и их принадлежности к линейке социально-значимых товаров.