Историку-активисту Сергею Лебедеву по решению суда грозит помещение в психиатрическую больницу на месяц. Однако он намерен добиваться справедливости и оспаривать решение суда, сообщает ИА «Росбалт» со ссылкой на правозащитника Динара Идрисова.
Несколько лет назад Лебедев увлекся краеведением. Он начал посещать библиотеку, прочел множество книг, а через какое-то время вместе с друзьями создал движение «Живые, пойте о нас!» и стал добиваться приведения мемориалов и памятников Петергофа в надлежащее состояние.
«Сначала его игнорировали, вероятно, потому, что он не владеет тем, как правильно писать обращения администрацию — писал их на тетрадных листках, не по форме. Потом над ним стали смеяться. По всей видимости, это и послужило поводом для одержимости, ведь он был всерьез обеспокоен проблемой, активно принимал меры по уборке территории у мемориалов, спиливанию деревьев, которые заслоняют памятники от обзора. У него появилась психологическая форма зависимости от этой проблемы, а власти бездействовали.
Тогда он решил сам привести памятники к тому виду, о котором рассказывалось в книгах по краеведению и который, как следовало из его представлений, они должны иметь. Впрочем, нельзя сказать, что его представление всегда совпадало с тем, как должны выглядеть памятники исторически — у него были свои соображения на этот счет. К примеру, он выкрасил памятник морским пехотинцам в золотой цвет, а сотрудники администрации перекрасили битумной краской. Он снова покрасил — опять перекрасили. И началось противостояние.
Его несколько раз задерживали, возбуждались дела по ст. 19.3 и 20.1 КоАП РФ. Но ни одно не завершилось привлечением к ответственности, пока осенью 2013 года против него не возбудили одновременно три дела по ст. 330 УК РФ (самоуправство)», — рассказал Идрисов.
Позднее, по словам правозащитника, три дела были объединены в одно. У дознавателя возникли опасения во вменяемости подозреваемого.
«Ему должны были предложить добровольно пройти освидетельствование, но вынесли постановление о принудительном обследовании. Его повезли в больницу и обследовали принудительно. Со слов Лебедева, врачи ему сказали, что он не их клиент. Однако в уголовном деле появилось заключение, что комиссия не может дать заключение о психическом здоровье без стационарного обследования.
И следователь ходатайствовал перед судом о разрешении поместить Лебедева в стационар. Суд удовлетворил ходатайство. Однако оснований для вынесения такого решения не было. Для принудительного и добровольного обследования требуются веские основания, субъект должен не только вести себя странно, но и демонстрировать опасность для общества, либо иметь в анамнезе диагнозы, а в этом смысле он не клиент психиатрии. Более того, в прошлом году Лебедев прошел медкомиссию и получил водительские права», — отметил Идрисов.
Суд состоялся 9 апреля, решение вступило в силу 22-го. 21 апреля Лебедев при помощи Идрисова направил жалобу на решение суда в горсуд.
Однако, по словам активиста, 22го апреля Лебедева пытались насильно забрать и отвезти в стационар. Впрочем, он не открыл полиции двери. Позднее при помощи сотрудника аппарата уполномоченного этот вопрос удалось урегулировать.
«Я поставил в известность МВД Петродворцового района, что это превышение служебных полномочий», — говорит Идрисов.
Активист намерен потребовать от суда прекратить уголовное преследование.
«Вандализм подразумевает умысел к оскорблению памяти и чувств людей, а у Лебедева было противоположное намерение. Он, наоборот, пытался восстановить памятники от осквернения, в котором они пребывают. Поэтому ст. 214 УК РФ там не возникло. А что касается ст. 330 УК РФ, то она подразумевает умысел к выгоде, обогащению, присвоению имущества и т. д. Но ничего подобного в намерениях Лебедева не было. Он не представляет угрозы окружающим, занимался благим делом», — отметил Идрисов.
Таким образом, правозащитник считает, что в суде удастся доказать безосновательность возбуждения дела. Впрочем, он полагает, что в преследовании Лебедева могут быть заинтересованы компании, которые ведут застройку территорий Петергофа и используют, в том числе и места, на которых ранее находились монументы и воинские захоронения.
Напомним, жители Петергофа активнов выступают против застройки города многоэтажными жилыми домами. Также споры вызывает строительство «высоток» и гипермаркета KESKO на Троицкой горе. Озабоченность граждан вызывает отсутствие инженерных и коммуникационных сетей на горе.
Между тем несколько лет назад на слушаниях петергофцы с удивлением узнали, что практически вся Троицкая гора принадлежит частному владельцу, который имеет серьезные планы по отношению к этой территории. Ее владелец – инвестиционно-строительная компания «Стройкомплект». Как сообщил тогда исполнительный директор компании ИСК «Стройкомплект» Даниил Бочаев, предполагалось строительство нескольких 24-этажных жилых зданий – практически на самой верхушке горы.