По данным сайта www.piter.indymedia.ru, опасный груз может быть доставлен в питерский порт 23 января 2008 года, откуда по железной дороге отправится скорее всего в Новоуральск.
Вечером 16 января 2008 года из немецкого города Гронау в направлении России было отправлено около 1-ой тысячи тонн радиоактивных и токсичных отходов. Из-за акций протеста поезд задержался в пути на несколько часов.
В октябре в Петербурге уже проходили протестные акции связанные с прибытием в Морской порт Санкт-Петербург корабля «Doggersbank» с радиоактивными отходами немецкого уранобогатительного предприятия в Гронау.
Немецкие экологические группы осуществили ряд протестных акций по пути движения поезда.
По мнению активистов «Беллоны» и «Экозащиты», транспортировки подобных грузов чрезвычайно опасны из-за того, что плохо охраняются и чреваты инцидентами с разгерметизацией контейнеров.
Около 1000 тонн радиоактивных отходов из-за рубежа, приходят в Петербург ежемесячно. Дальше их везут по железной дороге в Томскую, Иркутскую, Свердловскую области и Красноярский край.
Токсичные и радиоактивные отходы, образующиеся при обогащении урана на немецком и голландском предприятиях, принадлежат компании Urenco. Начиная с 1996 года в Россию было отправлено свыше 80 000 тонн таких отходов.По условиям заключенных контрактов, до конца 2009 года должно быть отправлено еще примерно 20 000 тонн, пишет газета «Мой район».
«Отправляя свои «хвосты» на российские предприятия, Urenco пытается подешевле освободиться от ответственности за радиоактивные и токсичные отходы, — говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», — Мы требуем остановить этот циничный и аморальный бизнес, который, по нашему глубокому убеждению, противоречит законодательству России. С этой целью мы уже обратились в прокуратуру Мюнстера в Германии. Но в любом случае, в России эта транспортировка будет встречена протестами».
Россия – единственная страна в мире, принимающая в промышленных масштабах гексафторид урана из-за рубежа. Который как уверяют атомщики, являются ценным сырьем, которое ученые научатся использовать через несколько десятков лет.
Получается, что до российской границы урановые «хвосты» доходят в виде опасных ядерных отходов, а на нашей территории они чудесным образом превращаются в тонны замечательного сырья.
Гексафторид урана (урановые «хвосты») – побочный продукт обогащения урана, возникающий при производстве топлива для атомных электростанций.
В мире его накопилось уже несколько миллионов тонн. Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ) радиоактивные отходы (РАО) – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается и ввоз таких отходов в Россию запрещен.
Тем не менее, урановые «хвосты» ввозятся в Россию по контрактам Росатома с европейскими компаниями.
По словам эколога Рашида Алимова, представителя экологического правозащитного центра «Беллона», при разгерметизации контейнера с радиоактивными отходами происходит химическая реакция, образующая кислоту, которая способна плавить стекло, и уранил фторид – газ, который легко может попасть в кровь человека. Причем при реакции вещество улетучивается из контейнера в течение нескольких минут и распространяется по огромной территории.
26 июля 2006 года, под Санкт-Петербургом сотрудниками Гринпис были обнаружены Шесть контейнеров с маркировкой «радиоактивные материалы». Мощность радиоактивного излучения на поверхности контейнеров достигала 19 мкЗв/ч (примерно 1900 мкР/ч), что превышает фоновый уровень примерно в 100 раз, а на пассажирской платформе – в 40 раз.
На поверхности контейнеров было указано, что в них перевозится уран-235 и уран-236.Радиоактивные вагоны находились на железнодорожной станции Капитолово в 6 км от Санкт-Петербурга. По данным сайта www.greenpeace.org, никакой охраны около радиоактивного состава обнаружено не было.
Специализированные вагоны с надписью «Радиоактивный материал» были обнаружены сотрудниками Гринпис по Петербургом
СПРАВКА
Радиоактивные отходы ввозились в нашу страну еще при советской власти. Так, в 1984 году в Северном море потерпело крушение судно «Монт Луис», направлявшееся в Ленинград. На его борту находилось 30 полных и 22 пустых контейнера. Пустые емкости имели внутреннее загрязнение, так как использовались неоднократно. Почти весь груз был поднят со дна. Пять пустых контейнеров так и не найдены.
Радиационное загрязнение территории ведет к тому, что с дыханием и пищей в организм человека попадают чрезвычайно опасные альфа-частицы. Участь Литвиненко людям, попавшим в зону распространения радиации, не грозит – доза не будет смертельной, но последствия для здоровья могут быть печальными: лучевая болезнь до сих пор остается до конца не изученной.