– Ой, смотри, она села! — детский радостный вопль совершенно точно обозначил кульминацию одной из сцен “Шехеразады”, в которой одноименная марионетка долго бродила по пестро раскрашенной сцене, нервно тряся руками (видно, изображались страдания героини), а потом присела-таки на бутафорский камушек. В хореографической фантазии на музыку Римского-Корсакова, которую две юные пианистки мужественно сыграли в четыре руки на дурном пианино, редкие кукольные трюки вроде тонущего корабля, бешеных прыжков обезьянок или плавания Синдбада на огромной рыбине выглядели куда осмысленней, нежели собственно танцевальная составляющая “хореографической фантазии”, пишет “Коммерсант”.
Хореография заключалась в редких и не очень-то изящных подергиваниях ног марионеток, которые явно предпочитали “споры-разговоры” балетным па. Фантазия же состояла в том, как уложить и без того не слишком очевидный сюжет (с рассказами в рассказах и запутанными околичностями) поперек классического опуса Римского-Корсакова с затемнениями на музыкальных кульминациях и сменой сцен посреди развития одной мелодической темы. Настойчивые детские вопросы “Мама, а кто это?” сопровождали весь спектакль.
Театр марионеток “Карло Колла и сыновья” – старинное миланское семейное предприятие. Основана труппа еще в 1835 году Карло Колла I, и как ни странно, руководство ею ни разу за 170 лет не уплывало из рук клана. Нынешний коллектив из 14 кукольников возглавляет Карло Колла III. Он и сохраняет специализацию труппы: вместо волшебных сказок “Карло Колла и сыновья” предпочитает переводить на язык марионеток классические оперы и балеты.
В России театр далеко не впервые. Почему на этот раз итальянцы решили привезти в Петербург и Москву (где Карло Колла III появится в начале февраля) не собственное национальное достояние, а наше отечественное балетное все — бог весть. Впрочем, если их “Шехеразада” озадачила, то в “Петрушке” ответ, пожалуй, нашелся.
Поныне самый популярный балет Стравинского – история из жизни марионеток – сам по себе куда легче поддается переводу на кукольный язык. Пестрое масляничное мельтешение в исполнении чуть скованных в движениях ярких кукол выглядело даже “вкуснее”, чем у кордебалета Мариинки.
Шарманка с обезьянкой и ручной медведь появились ровно тогда, когда это предписано музыкой, и вызвали бурю восторга – не только у детей, но и у взрослых. Но самое интересное случилось в финале: Петрушка не ожил и никуда выпрыгивать не стал. На последних тактах партитуры Стравинского над тельцем маленькой куклы Петрушки, которую Фокусник ловко забросил в свой балаганчик, судорожно задергались кукольные “запчасти”, развешенные по стенкам – ноги, руки, головы. А из внезапно распахнувшегося сундука, который весь спектакль заслонял часть сцены, высунулось еще четыре недоделанные куклы и угрожающе завертелись, словно пытаясь выбраться на свет божий. Над гуманистическим пафосом оригинального “Петрушки” мгновенно нависла тень “Господина оформителя”, а то и жутких кукол Чаки. Карло Колла III прозрачно намекнул на то, что марионеткам не стоит оживать. Как бы хуже не было.
В блогах тоже делятся впечатлениями от итальянских марионеток.
Просмотр двух кукольных балетов: “Шахеразада” Римского-Корсакова и “Петрушка” Стравинского, походил на разглядывание удивительного ювелирного украшения.
Мы купили входные билеты, поэтому вначале сидели очень близко от сцены, а во втором отделении пересели на самый последний ряд балкона. В результате, вначале было ощущение, что тебя пригласили в мастерскую диковинного восточного ремесленника и предложили посмотреть близи на тонко изготовленную невидаль. А потом, как будто выдали огромное увеличительное стекло и предложили посмотреть за передвижениями крошечных механических созданий. При этом искусственные создания постоянно уменьшаются, создавая сюрреалистические слои реальностей.
Сценография “Петрушки” была устроена так:
На заднем плане располагались куклы-зрители, середину сцены занимала сцена с куклами, которыми управляли кукловоды-куклы, а на переднем плане стоял сундук. В конце спектакля он неожиданно открылся и от туда появились многочисленные очень странные куклы. Создавалось ощущение китайского шарика, в котором были прорезаны новые и новые слои. Наши знакомые художники спектакль не одобрили, заявив, что он консервативен и декоративен. Они, конечно, правы. Но мы получили большое удовольствие.
СМОТРЕТЬ РЕПОРТАЖ “ВЕСТЕЙ”
СПРАВКА: Театр марионеток «Карло Колла и сыновья» – один из старейших театральных коллективов Италии, пишет www.amt-r.ru. С марта 1835 года в отчетную книгу семьи Колла ежедневно заносились данные о спектаклях, сборах с представлений и расходах, а также передвижениях артистов, в основном по Пьемонту, что свидетельствует о начале профессиональной деятельности этой уникальной семьи.
Артистам сопутствовал успех, и труппа начала выступать в больших городах. С 1906-го по 1957-й год постоянной площадкой для выступлений Театра Карло Коллы становится старинный миланский театр марионеток «Джероламо», в который после перерыва, связанного с перестройкой, «Карло Колла и сыновья» возращаются в 1965 году.