По словам Гусева, секретность продиктована требованиями безопасности. «Меры были приняты беспрецедентные, вплоть до того, что почти никто не знал, каким именно маршрутом поедет икона», – сказал он.
ЗАКС.ру сообщает, что директор Русского музея отметил, что для транспортировки ценнейшего экспоната был использован особый ящик, исключающий вибрацию. Сама перевозка осуществлялась на специальном музейном Мерседесе-фургоне. Что касается содержания иконы непосредственно в храме при коттеджном поселке, то, как пояснил Владимир Гусев, условия там приближены к идеальным: имеется не только круглосуточное видеонаблюдение, но и электронные датчики температуры, влажности и освещенности.
Гусев подчеркнул, что икона передана в подмосковный храм на условиях полугодового экспонирования. По прошествии этого срока святыня должна вернуться в музей. Более того, как рассказал директор Русского музея, ежемесячно икону будут инспектировать реставраторы, и если они обнаружат, что ее состояние ухудшилось, она вернется в Петербург досрочно.
Владимир Гусев добавил, что слухи о закрытом характере нового храма не соответствуют действительности: «Церковь не за забором. Она находится на пути паломничества и будет открыта для всех прихожан».
Отдельно директор Русского музея отметил роль Сергея Шмакова – застройщика элитного поселка и инициатора передачи иконы: «Можно сказать только спасибо этому человеку. Он построил не башню для Газпрома, не казино, а собор». Что касается роли РПЦ и Минкульта РФ в данном вопросе, то Гусев заверил, что никакого давления на музей не было. «Нам никто не выкручивал руки. Ни церковь, ни Министерство культуры не были агрессивны. И мы действовали не для того, чтобы прогнуться и взять под козырек. Был процесс поиска компромисса», – отметил Гусев.
Напомним, что на днях Министерство культуры РФ приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери XII-XIV веков из Государственного Русского музея в церковь при элитном коттеджном поселке.
СПРАВКА: «Богоматерь Одигитрия», которую называют иногда «Эфесской», «Полоцкой», «Корсунской» или «Торопецкой» — одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной.
В настоящий момент сохранность «Богоматери Одигитрии» критическая, согласно заключению реставраторов, «грунт хрупкий, его связь с красочным слоем и паволокой ослаблена»: это значит, что образ в любой момент может осыпаться. В Русском музее из-за этого икону даже не показывали в экспозиции.