Мода платить детям за хорошую учебу появилась сравнительно недавно. Еще 10-15 лет назад самое большее, на что мог рассчитывать школьник, – дорогой подарок по итогам четверти или полугодия, пишет газета «Мой-район».
Сейчас все изменилось. «За «пятерку» – плюс пять рублей, за «двойку» – минус пять рублей. За «пятерку» в четверти – 100 рублей, за «тройку» в четверти – минус 100 рублей», – делится опытом на «форуме питерских родителей» участница под ником Аквамарина.
Правда, некоторые родители считают систему оплаты успеваемости недопустимой. «Учеба нужна ей самой, если не хочет работать дворником», – пишет мама под ником Батиста, рассуждая об успехах своей дочери.
Психолог Галина Рябинина уверена, что, если система гонораров за хорошие оценки вводится на фоне взаимопонимания и любви в семье, ничего плохого в этом нет.
Для ребенка главное, чтобы его делами интересовались, чтобы родители участвовали в его жизни, вникали в его проблемы.
Зарплата за оценки может иметь плохие последствия в том случае, если за этим стоит не искренний интерес к успехам ребенка, а попытка откупиться от него и его проблем. Тогда скандалов и претензий не избежать.
Если вы все-таки решили ввести тарифы на оценки, то обсудите, на что ребенок будет тратить эти деньги. К примеру, пусть он копит на какую-то дорогую вещь, которую ему очень хочется. В этом случае лучше всего завести копилку и складывать туда деньги за «пятерки» и «четверки».
На карманные же расходы лучше выдавать деньги просто так – 50-100 рублей в неделю подростку должно хватать.
Четко оговорите условия соглашения: стоимость оценок по предметам, сроки расчета. Менять эти договоренности в одностороннем порядке недопустимо.
Подробно объясните, почему вы готовы платить именно столько, а разговоры о том, что другим детям платят больше, исключите сразу.
Психологи считают, дети очень рано, гораздо раньше, чем им вообще начинают давать карманные деньги, понимают, что абсолютно просто так почти никто ничего не делает, пишет сайт za-partoi.ru
Поэтому ребенок, вдруг получивший вместо подарка за хорошую учебу некоторую сумму денег, вряд ли сильно удивится. И все-таки деньги – это особое вознаграждение. Оно существенно отличается от подарка, пусть даже оговоренного заранее и дорогого по стоимости.
Во-первых, тем, что наличие денег предоставляет определенную свободу. Ребенок сам может ими распоряжаться и тратить их на свое усмотрение. Не все родители уверены, что это «усмотрение » будет совпадать с их собственными взглядами и, главное, быть во всех смыслах безопасным.
Во-вторых, денежные отношения в семье выглядят как-то бездуховно, а потому многие родители стараются их избегать. Интересно, что даже дети иногда разделяют эти взгляды.
Волноваться, что денежные вознаграждения сведут на нет все ваши воспитательные труды, не стоит. Взгляды и ценности вашего ребенка не будут прямо связаны с фактом наличия у него своего «капитала». Скорее, на них повлияет ваше отношение к деньгам, к труду и к жизни вообще.
Именно поэтому, получая одинаковые суммы денег, дети распоряжаются ими по-разному: один ребенок их тщательно складывает и копит, даже без особой цели, другой – тратит тут же на развлечения, а третий – дарит подарки близким.
Исследовательский центр портала SuperJob.ru, провел опрос среди родителей
«Как Вы считаете, нужно ли поощрять школьника за хорошую учебу деньгами?»
Мнения респондентов распределились следующим образом:
Родители, сказавшие решительное нет денежному вознаграждению детей за хорошие отметки в школе (55%), объясняют это прежде всего тем, что учеба нужна самому школьнику, а не его родителям:
«…ребенок должен понимать, что он учится для себя, а не для родителей, осознавать ценность приобретаемых знаний для своей будущей жизни».
Респонденты, для которых плата за хорошие отметки неприемлема, часто сравнивали подобную систему поощрений с выработкой условного рефлекса, стимулирующего ребенка лишь к получению хорошей отметки, а не знаний:
«Поощрять деньгами каждое деяние — значит превращать человека в дрессированную обезьянку: сделал – получи вкусное. У человека надо развивать более сложную мотивацию – работу на перспективу, целеустремленность»;
Положительно к денежному поощрению хорошей учёбы относятся 35% российских родителей. Их основной довод – учеба это та же работа, поэтому приучать к обращению с деньгами надо с детства:
«Такой стимул приучает к зарабатыванию денег (потрудился, показал хороший результат – получил деньги)».
Однако часть респондентов, выбравших этот вариант ответа, согласны оплачивать пятерки лишь «в пределах разумного» или «периодически», поскольку, по их мнению, «излишне баловать ребенка не стоит», к тому же «большинство школьников тратят деньги не на то, что нужно, а на всякую гадость, вредящую здоровью».