«Лихачи на СИМ»: водители авто больше всего опасаются бесконтрольных частников

«Лихачи на СИМ»: водители авто больше всего опасаются бесконтрольных частников
Фото: baltphoto.ru/Надежда Цветкова

Петербурге в последнее время все чаще поднимается вопрос происшествий, связанных с происшествиями, в которых участвуют частные средства индивидуальной мобильности (СИМ), такие как самокаты и моноколеса.

После тщательного анализа информации с сайтов и пабликов о ДТП и ЧП, редакция обнаружила, что одним из наиболее горячих и обсуждаемых вопросов являются аварии и инциденты, связанные с использованием этих транспортных средств.

Особенно водителей автомобилей беспокоит бесконтрольность частных СИМ и случаи, когда их водителями становятся как дети, так и взрослые, создавая аварийные ситуации на дорогах.

Примеры таких инцидентов многочисленны. 7 июня 2024 года в Красном Селе произошёл случай, когда водитель моноколеса сбил женщину, которая переходила дорогу по пешеходному переходу, держа на руках ребёнка.

Видео с места происшествия было опубликовано в телеграм-канале «Транспортный коллапс». 11 июля 2024 года в Петербурге самокатчик-экстремал разогнался на шоссе до скорости примерно 80 км/ч, что значительно превышало скорость движения автомобилей. Его маневр был зафиксирован на видео, которое быстро распространилось в соцсетях.

26 мая 2024 года в группе «ДТП и ЧП Санкт-Петербург» появилось видео, на котором видно, как дети катались на самокатах по трассе, причём на одном самокате ехали сразу двое.

Также нередко сами водители самокатов становятся жертвами ДТП. 28 июня 2024 года в Невском районе Петербурга женщина на самокате попала под автомобиль. Фотографии с места аварии были опубликованы в группе «ДТП и ЧП».

Эти происшествия показывают, что частные СИМ часто становятся источником проблем, так как их владельцы не всегда соблюдают правила дорожного движения. Одной из главных проблем является отсутствие номеров и опознавательных знаков на частных самокатах и моноколесах, что затрудняет идентификацию нарушителей.

Вдобавок, частные СИМ не подлежат обязательному техническому обслуживанию, что вызывает сомнения в их исправности. Народные умельцы иногда сами занимаются ремонтом своих транспортных средств, что может привести к авариям. Например, 22 апреля 2024 года в Выборгском районе загорелся самокат, владелец которого пытался самостоятельно починить аккумулятор, в результате чего мужчина получил ожоги.

В апреле того же года моноколесо, загоревшееся во время зарядки, также стало причиной пожара, в котором пострадала пожилая женщина, находившаяся в квартире.

В отличие от частных СИМ, кикшеринг, или аренда самокатов, регулируется специальными соглашениями между операторами проката и Комитетом по транспорту Петербурга. Такие соглашения включают правила использования, ограничения скорости и запреты для несовершеннолетних.

Прокатные самокаты имеют номера, что упрощает контроль за нарушениями, а операторы могут налагать штрафы или блокировать аккаунты нарушителей. На данный момент контроль за частными СИМ остается слабым. В Госдуме находится законопроект об обязательной регистрации средств индивидуальной мобильности, который предложит процедуру регистрации через «Госуслуги», аналогичную регистрации автомобилей.

Эксперт рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Попов отметил необходимость срочного принятия мер для улучшения ситуации. Он считает, что необходимо навести порядок, присваивая СИМ не только номера, но и QR-коды для быстрой идентификации. По его мнению, функция контроля за правонарушениями должна быть передана местным властям, что обеспечит эффективное регулирование.

Среди прочих инициатив — разработанная Минтрансом дорожная карта, которая предполагает внесение сведений о СИМ в единый федеральный реестр для лучшего контроля. Однако пока статистика ДТП с участием частных СИМ остаётся тревожной. По данным научного центра безопасности дорожного движения, в 2023 году почти половина всех происшествий (47,3%) была связана с частными самокатами и моноколесами.