Только в марте в метро произошло несколько трагедий.
Так, 24 марта, в 12:24 на станции «Площадь Восстания» под колесами прибывающего поезда погиб неизвестный мужчина. Пассажиры видели, как он сам бросился под первый вагон.
Через пять минут тело подняли с путей, и движение было восстановлено. Обстоятельства происшествия выясняются.
10 марта около 10:30 под поезд попала 20-летняя студентка Университета культуры и искусств Виктория Соколова. Случай потряс петербуржцев не столько нелепостью смерти девушки (которая упала между вагонами стоящего на путях состава, по-видимому, из-за плохого самочувствия), сколько полнейшим бездействием свидетелей, которые не сделали ничего, чтобы спасти ее.
16 марта молодой человек покончил с собой, прыгнув на рельсы станции метро «Улица Дыбенко». О том, что это было самоубийство, свидетельствовала видеозапись.
В метрополитене разработали специальную инструкции по мерам безопасности для пассажиров. Не фокусируясь на самоубийствах, инструкция разъясняет, как вести себя, если вдруг вещи упали на рельсы, как оповестить сотрудников метро и как помочь ближнему, оказавшемуся в опасной ситуации, пишет «Мой район».
В качестве дополнительной меры по громкой связи в подземке начнут транслировать напоминания о необходимости быть внимательными друг к другу. «Спускаясь под землю, мы все на какое-то время оказываемся в одном закрытом пространстве, — говорит пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель, — Раньше подобные аудиоролики акцентировались только на помощи инвалидам и пожилым людям. А ведь бывают и другие ситуации, когда человеку нужна экстренная помощь».
В ситуации с самоубийством на рельсах есть и другая пострадавшая сторона — машинисты поездов, сбившие людей, получают серьезную психологическую травму. После таких случаев их снимают со смены и дают три дня отдыха. В поликлинике метрополитена даже работают психологи, помогающие машинистам в подобных случаях.
В петербургской подземке часть станций оборудованы закрывающимися дверями — хороший выход из ситуации. Впрочем, как объяснила Юлия Шавель, такие станции строились в «хрущевские» годы с вполне банальными целями – сэкономить на облицовочных материалах: мраморе, граните.
Система действительно безопасна, но у нее есть существенный минус. Пассажиропоток растет очень быстро, чтобы справиться с ним, к составам приходится добавлять новые вагоны. На станциях с дверями количество вагонов ограничено. Именно поэтому метрополитен не может увеличить составы в поездах второй линии, где таких станций больше всего.
Видеонаблюдение на рельсах и платформах тоже не всегда эффективно: суициды и несчастные случаи происходят за считанные минуты и отреагировать на них удается далеко не всегда.
Вот и остается метрополитену включать оптимистичную музыку для едущих на эскалаторах пассажиров да призывать их быть бдительными.
КСТАТИ: Психически неуравновешенные люди зависят от смены сезонов, недель и даже суток. Этим и объясняется, что пик самоубийств приходится на весну, понедельники и утренние часы. По данным ВОЗ, число законченных суицидов среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин. С другой стороны – женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти. ВОЗ делит все страны по показателю суицида на три группы. Россия уже давно занимает прочную позицию в третьей группе с очень высоким уровнем самоубийств – самостоятельно уходят их жизни 36,1 человек на 100 тысяч населения.