Пушкин, Достоевский, Некрасов, Ахматова, Гумилёв, Стругацкие, Хармс, Аксёнов — список писателей и поэтов, которых подарил мировой литературе наш город, насчитывает десятки имён. В новом выпуске Ленинград-сити — три знаковых адреса, без которых картина литературного Ленинграда не будет цельной.
Улица Рубинштейна, 7
Выделяющееся, скорее, своей серостью и непримечательностью пятиэтажное здание, стоящее между внушительными домами 19 века, — памятник советскому авангардизму и один из первых опытов претворения в жизнь идеи общего быта. Объединить инженеров и писателей, физиков и лириков под одной крышей. Возможно ли это?
Простые балконы, стены без декора, скатная крыша, деревянные двери — дом-коммуна инженеров и писателей, неофициально носивший название «Слеза социализма». А те, кто жили в его 52 квартирах, именовали себя «слезинцами».
Одна из самых известных обитательниц дома — поэт Ольга Берггольц, чья квартира находилась на пятом этаже. Сейчас о том, что дом имеет отношение к культуре и истории города, говорит только мемориальная доска и свежий букет гвоздик под ней.
«Наш дом — самый обычный, здесь нет ничего примечательного», — недовольно говорит пожилая женщина, не давая пройти во двор.
Улица Рубинштейна, 23
Именно в этом огромном доме, некогда бывшим доходным, в 1944 году, во второй парадной, в квартире третьего этажа родился Сергей Довлатов.
Тёмная парадная с выкрученными лампочками и жестяными банкам для окурков на подоконниках. С глухим шумом поднимается старый лифт. В такой обстановке хочется пить портвейн, безостановочно курить сигареты и снова пить. И не замечать ни обстановки, ни гадостей и уродливости советского быта. Однако не замечать у Довлатова не получалось.
«Мы жили в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной…» (С. Довлатов, «Наши»)
Шестикомнатная коммуналка под номером 34 была домом Довлатова более трёх десятков лет, до его отъезда в Америку в 1978 году. Сейчас за непримечательной деревянной дверью не музей и не мемориальная квартира одного из самых любимых и цитируемых ленинградских писателей. За закрытыми дверями — самый обычный чулан.
Даже мраморная табличка появилась всего лишь пять лет назад, практически неприметная на фоне стеклянной стены модного итальянского ресторана.
Литейный проспект, 24
«Полторы комнаты» Бродского — это не поэтический образ, а реальность поэта, занимавшего две комнаты в коммуналке на Литейном, чьи окна и балкон на втором этаже выходили на улицу Пестеля и позволяли любоваться близостью Спасо-Преображенского собора.
Великолепный дом Мурузи, выполненный в мавританском стиле, — одна из жемчужин Литейного проспекта. Его шесть этажей Достоевский сделал доходным домом генерала Епанчина в «Идиоте». Здесь Ахматова в последний раз виделась с Гумилёвым. Здесь проходили поэтические вечера и частыми гостями были Блок, Гиппиус и Андрей Белый.
Наверное, исторически справедливо, что именно этот роскошный дом на 17 лет приютил будущего нобелевского лауреата: «В СССР минимальная норма жилой площади 9 м^2 на человека. Следовало считать, что нам повезло, ибо в силу причудливости нашей части анфилады мы втроем оказались в помещении общей площадью 40 м^2» (И. Бродский, «Полторы комнаты»).