У ГАZЕТы.СПБ не поднялась рука сокращать это интервью, поэтому приводим его полностью:
«…Еще на прошлой неделе президент подписал указ о высокой награде — ордене «За заслуги перед Отечеством второй степени». А завтра у Матвиенко — юбилей.
— Отмечать будете, Валентина Ивановна?
— Нет-нет. Я не отмечаю день рождения. Не будет никаких пышных банкетов, пышных приемов. Нет. Это не в моем духе.
Сейчас не до торжеств — нужно быстро нажимать на все кнопки пульта управления. А они — на губернаторском столе.
«Нельзя в таких случаях размышлять, обсуждать, проводить дискуссии, потом согласовывать. Это требует точечных, быстрых, конкретных решений. Я и так сплю максимум шесть часов. Поэтому сокращать некуда. Просто еще интенсивность возросла», — говорит Матвиенко.
Она чувствует проблемы, которые надвинулись на город. Из Смольного открываются не только чудесные виды — вокруг кризис. Чего только стоит один автопром. При ней вокруг Питера выросла целая индустрия: заводы General Motors, Toyota, на подходе — Nissan и Hyundai.
«Заводы построены. Они никуда не денутся и, безусловно, будут работать, как только оживится потребительский спрос. А я думаю, что это произойдет скоро», — отметила Валентина Матвиенко.
Она знает, о чем говорит — богатая школа управления. Прошла через трудные 90-е годы. В правительстве занималась самой тяжелой социальной темой. Теперь, больше пяти лет, — в кабинете, в котором все дышит историей: Ленин, Киров, Зиновьев, Жданов. Она из тех, кто ценит память.
«Несколько десятилетий здесь вообще ничего не менялось. Классический кабинет», — рассказала губернатор Санкт-Петербурга.
— Вам чем-то хочется остаться в истории города, запомниться?
— Безусловно, хочется. Но главное, чтобы, когда закончится мой срок, люди сказали мне «спасибо».
Но Валентина Матвиенко уже вошла в историю. Она — первая и пока единственная женщина-губернатор Санкт-Петербурга.
«Генерал-губернаторы, градоначальники — те, кто управлял нашим городом, по-разному назывались. Это все те, кто имел честь управлять нашим городом», — говорит Матвиенко.
— А кто ближе вам, Валентина Ивановна?
— Я бы особо выделила Анатолия Александровича Собчака. Он открыл новую страницу истории Санкт-Петербурга.
В Смольном — благородство во всем, даже в мелких деталях, которые удалось сохранить со времен Института благородных девиц.
«Я считаю, что это лучший образец русского классицизма. Эти колонны, люстры и камины, которые тогда, понятно, использовались по прямому назначению. Именно здесь Ленин сказал: «Свершилась», — рассказывает Матвиенко.
— Валентина Ивановна, здесь так красиво. А губернаторских балов не бывает?
— Нам пока не до балов. Вкалывать надо!
Великолепный, почти воздушный актовый зал и знаковое место. Не только Ленин — о революции, здесь Горбачев в 1985 году едва ли не впервые объявил, что нужна перестройка. И Валентина Матвиенко говорит о своей «революции» — как бы восстановить историческую справедливость для Смольного.
— Думаю, что когда-нибудь его нужно отдать жителям для посещения, осмыслить, чтобы выбрать правильную функцию.
— То есть вы думаете, что правительство Петербурга здесь не навсегда?
— Думаю, что да.
Питер — это мечта всей ее жизни. Постоянно колесит по городу. Одна из главных задач, как говорит, — сохранить историческую идентичность Питера. И, конечно, одно из самых любимых мест — Стрелка Васильевского острова. Особенно отсюда видно, чем и как управляет Валентина Матвиенко.
— Удается когда-нибудь отдохнуть, выбросить из головы проблемы городские?
— Невозможно отвлечься, забыться. Каждый твой шаг — на виду у пятимиллионного города.
Работа — 24 часа. Но отвлечься удается. Она — заядлый болельщик. За любимую команду города — питерский «Зенит». И здесь сравнение спорта и политики — не в пользу последней.
«Победа любой ценой, борьба подковерная, теневая — плохая сторона политики. А в спорте все честно, открыто, лицом к лицу. Здесь только борьба на ковре. Здесь нет борьбы под ковром», — уверена Матвиенко.
— Друзья бывают в политике?
— В политике, наверное, нет. Очень важна психологическая устойчивость. Люди со слабой психикой не выдерживают этих политических игр.
Искушенность в большой политике и редкая работоспособность. Даже на стадионе — разговор о делах. Что нужно еще, чтобы люди сказали «спасибо»?
— А стадион построите новый?
— Обязательно! Команда этого достойна. Мы обязательная и ответственная власть. Если мы сказали, что мы построим, то мы обязательно это сделаем.
— Может быть, не время сейчас для столь амбициозных проектов?
— А мне кажется, как раз в такое время, как кризис, и нужно думать о завтрашнем дне, а не о сегодняшнем. Не нужно паниковать, не нужно драматизировать ситуацию, не нужно ныть и плакаться.
ВИДЕО «ВЕСТИ.РУ»