Нынешние визиты МХТ в наш город называть гастролями явно можно с большой натяжкой, пишут «Новости Петербурга». Видно, еще не придумано слово, обозначающее приезд к нам столичного театра, почти все главные роли в спектаклях которого играют питерские актеры. И пусть их, как и постоянно растущие цены на театральные билеты, не вернуть уже никогда. Для провинциального самолюбия приятна уже одна лишь мысль «И вы видели, кто у них играет? Да только на «наших» все и держится…» Видно, судьба у Петербурга такая поставлять в Москву перворазрядных артистов, раз не смогли удержать их в пенатах.
Москвичей (в который уже раз) принимает АБДТ имени Г.А. Товстоногова, что наверняка приятно самим бывшим петербуржцам. Зазывать в него нынешних московских звезд никто и не зазывал, так хоть на гастролях пусть выходят на его сцену. А вот Табаков к себе зазвал и, к его чести, удержал тем, чем настоящего актера удержать лишь и можно творчеством.
«Гамлет», которого зрители увидят 9 и 10 сентября, славен тем, что и режиссер спектакля тоже «из наших». Юрий Бутусов, взявший за основу постановки первую, «прямолинейную» редакцию перевода Пастернака, сумел из шекспировской насмешливости, возможностей игры актеров и их «чувства локтя» соорудить спектакль, в котором забавное соседствует с трагичным, серьезность зла с клоунским добром, а дружелюбие с неприятием. Гамлет (Михаил Трухин), Клавдий (Константин Хабенский) и Полоний (Михаил Пореченков) трио, на котором «вертится мир»: смех, жажда жизни и злодейство. Человеческий, словом, «Гамлет» получился, не хрестоматийный…
«Гамлет». Фото с сайта МХТ
Булгаковская четвертая по счету на сцене МХТ «Белая гвардия» (11 и 12 сентября) ничуть по правдивости Шекспиру не уступит. Постановка Сергея Женовача воссоздает то, что Юрий Тынянов когда-то назвал уникальным российским генотипом, в котором честь и достоинство уживаются с неколебимой верой, искренностью и детской наивностью. Быть может, именно эти свойства, сохраняя самое себя, в самых ужасных обстоятельствах позволяли не ломаться русским характерам, а приспосабливаться им к «текущему моменту». И если харизма Хабенского уже не вызывала удивления Москвы в роли Алексея Турбина, то, по словам критики, именно в роли штабс-капитана Мышлаевского первопрестольная наконец открыла для себя Михаила Пореченкова. Хотя (ну, как не поерничать?) о силе актерских интонаций, за которые столичные театроведы поют дифирамбы Пореченкову со времен «Белой гвардии», Питер знал еще со времен «Войцека»…
«Белая гвардия». Фото с сайта МХТ
Однако вряд ли какие интонации могут сравниться с интонациями самого Олега Павловича Табакова, увидеть которого в спектакле «Амадей» по Питеру Шефферу петербуржцы смогут 17 и 18 сентября. Бессменный Сальери «всех времен и народов» появится на сцене АБДТ в дуэте с очередным Моцартом Сергеем Безруковым.
«Амадей». Фото с сайта МХТ
КСТАТИ, главное событие сезона МХТ, как считает Табаков, связано с открытием театрального колледжа при театре. В этой уникальной школе-пансионе будут учиться актерской профессии дети со всей страны, сообщает «Российская газета».
Не случайно Табаков собрал своих актеров и гостей сначала по адресу Чаплыгина, 20, чтобы показать новое, только что отстроенное здание Московского театрального колледжа. Там, где когда-то было общежитие театра, теперь будут жить 14-летние подростки из пяти российских регионов. Табаков убежден, что необходимо готовить актеров для конкретного театра, как это когда-то начал делать Немирович-Данченко, открыв в 1943 году Школу-студию МХАТ.
Будет проведено три тура по пяти регионам России — в Сибири, Поволжье, на Урале, Северо-Западе, Центральной России. Москва — шестая и сама собой разумеющаяся. В каждом из этих центров пройдет сначала первый, а потом второй тур, где будет отобрано по 20 абитуриентов. Заключительный тур для 24 счастливцев пройдет в Москве в марте 2009 года. В следующем, 2010 году, табаковский рейд пройдет по другим российским регионам.