Российская элита принимает антикризисные меры, пытаясь при этом скрыть от простых людей серьезность проблем сырьевой экономики. Владимир Путин строит из себя «великого кормчего», раздавая все более щедрые обещания, а его «политический клон», президент Медведев, преданно подыгрывает, пишут СМИ. Эта политика обходится дорого.
В России слово «кризис» лучше произносить шепотом, утверждают корреспонденты агентства Reuters. Когда Евгений Гонтмахер в ноябре отметил в своей газетной колонке, что глобальный финансовый кризис может вызвать волнения населения, власти рекомендовали газете воздержаться от распространения экстремистских настроений, напоминают Денис Дёмкин и Кристиан Лоу.
Россия — не единственная бывшая республика СССР, где финансовый кризис стал проверкой на границы свободы слова, говорится далее. В Белоруссии Центробанк рекомендовал служащим коммерческих банков вызывать полицию, если клиенты громко заговорят о проблемах банка с ликвидностью, а в Латвии на двое суток посадили ученого, который в ходе дискуссии в интернете посоветовал людям не доверять банкам.
Между тем «Россия девальвирует рубль второй раз за неделю», сообщает Эндрю Крамер в The New York Times, и, несмотря на потраченные 161 млрд долларов, ЦБ придется позволить рублю упасть сильнее, если цены на нефть не начнут расти.
Как поясняет автор статьи Эндрю Крамер, ЦБ одновременно пытается вернуть доверие к валюте и проводить девальвации. Компании, банки и граждане знают, что деньги будут терять в цене, но не знают, когда и на сколько будет понижен курс.
Эта политика обходится дорого, замечает издание. На прошлой неделе ЦБ на защиту рубля потратил 17,9 млрд долларов. Тем не менее, с лета рубль «похудел» на 16% к доллару. Несмотря на накопленные резервы, ЦБ России сейчас приходится труднее, чем европейским банкам, пишет обозреватель. Жители России не забыли проблемы 1990-х годов и поспешно переводят сбережения в иностранные валюты.
Зависимая от сырья, цены на которое падают, российская экономика демонстрирует свою уязвимость, пишет L\’Express. Под угрозой оказалась покупательная способность — главный козырь режима. Кроме того, несмотря на все официальные опровержения, девальвация рубля представляется неизбежной, полагает корреспондент французского издания Сильвен Паскье.
На протяжении нескольких недель премьер-министр Владимир Путин утверждал, что Россия способна противостоять кризису и пройти его с «минимальными издержками». Его «политический клон», президент Дмитрий Медведев, заявляет, что Россия в результате кризиса станет только сильнее, продолжает издание. «Однако буря, как и во всем мире, отразилась на реальной экономике, и население уже ощущает ее последствия, — отмечает автор статьи. — Система, созданная Путиным, трещит по всем швам. Повышение уровня жизни — главная причина его популярности — оказалось под угрозой».
Несмотря на то, что падение цен на нефть подрывает государственную казну, Владимир Путин строит из себя «великого кормчего», раздавая все более щедрые обещания, отмечает издание. Под предлогом спасения предприятий власть усиливает контроль над экономикой: «перераспределение собственности уже идет», делает вывод автор, сообщая своим читателям, что президентский срок в России недавно был увеличен с четырех до шести лет — якобы в интересах потребностей экономики. Это дало повод для прогнозов о возвращении Путина в Кремль, указывает Сильвен Паскье, сообщает Inopressa.ru.