Полиция задержала двоих мужчин, подозреваемых в серии похищений детей

Два факта такого редкого для Северной столицы явления, как киднеппинг, произошли в феврале этого года.

Как пишет Фонтанка.ру, похитители требовали в общей сложности 7 миллионов рублей. Получили много меньше. Каждый раз полиция узнавала о произошедшем постфактум. Сегодня предполагаемый организатор говорит, что хотел таким способом заработать денег для погашения кредитов. 

Сотрудники Управления уголовного розыска питерского главка в ночь с 3 на 4 апреля задержали двоих мужчин, подозреваемых в серии похищений детей на территории Петербурга и Ленинградской области. Их предполагаемый лидер был задержан еще в конце марта и, в отличие от своих возможных подельников, активно дает показания.

Миллионы за детей

Утром 20 февраля 35-летний бизнесмен Виталий Безруков был захвачен в собственном «Ленд Ровере» вместе с двухлетним сыном в Колпино. Трое в масках с пистолетами сразу объяснили пленнику: никаких претензий вроде долгов или проблем по бизнесу нет, а им просто нужны деньги. Точнее, 1 миллион рублей. Через пару часов приятель коммерсанта привез требуемую сумму в требуемое место, и мальчик был отпущен. Безрукова позже высадили из собственного автомобиля на проспекте Культуры. Объявленный план «Перехват» в тот раз не сработал.

Этот случай был уже не первым. Двумя неделями ранее в поселке им. Тельмана Тосненского района области похитили коммерсанта с 14-летней дочерью. Почерк был тот же: трое в масках, с оружием, «Гелендваген», припаркованный у дома. Только сумма была в разы больше — за свободу требовали 6 миллионов. Девочку тогда отпустили сразу, а потом друг похищенного привез к «Макдоналдсу» на Петроградской стороне столько, сколько смог быстро найти — 380 тысяч рублей. Пленника все равно отпустили, забрав еще и карманные 70 тысяч рублей и «Гелендваген».

Работает РУБОП

Обо всех случаях киднеппинга сотрудники полиции узнавали уже после того, как преступники с выкупом покидали место происшествия. К расследованию были привлечены оперативники 22 отдела ОРЧ-8, имеющие опыт работы еще в знаменитом РУБОПе. 27 марта был задержан предполагаемый главарь группы. Информацию в СМИ об этом не давали, опасаясь, что остальные участники залягут на дно. Через неделю в кабинет следователя ГСУ СКР по Петербургу рубоповцы привели еще двоих подозреваемых. В суд направлено ходатайство об избрании им меры пресечения в виде заключения под стражу. Возможный лидер уже арестован. Он готов к сотрудничеству со следствием, а вот его знакомые то ли делают вид, что не понимают русского языка, то ли действительно не обладают полезной информацией.

Киднеппинг как средство оплаты кредитов

Все трое задержанных не имеют в своей биографии уголовных статей. Но, пожалуй, это единственное, что их объединяет. 29-летний уроженец Семипалатинской области Исмаил Махлоев и 29-летний выходец из Ингушетии Мурат Чаниев приехали в Петербург не так давно. Собственного жилья не имели. Махлоев сошелся с петербурженкой, у нее и поселился, Чаниев скитался по углам. Выше должности охранника какого-нибудь полуподпольного зала игровых автоматов приятели не поднялись — их жизнь проходила в поисках не слишком пыльного заработка вокруг рынков и ларьков, прилепившихся к станциям метро. Неожиданное богатство их образ жизни не изменило. Как говорят сами, «прогуляли».

Человек же, которого следствие считает организатором группы киднепперов, 28-летний бывший ростовчанин Михаил Бурба, производит другое впечатление. Не был, не привлекался, не доставлялся. Имел собственный небольшой бизнес — будучи строителем, сколотил бригаду, работал на ремонте частных особняков. Когда не рассчитал коммерцию и влез в большие долги, решил поправить пошатнувшееся финансовое положение радикальным образом. Первую жертву присмотрел прямо на рабочем месте — его бригада занималась ремонтом коттеджа в Юкках. Оценив недвижимость, Бурба решил, что хозяин — несомненно человек состоятельный. И с помощью подельников похитил его с дочерью 2 февраля в поселке им. Тельмана.

Психологи и конспираторы

 Черные маски, пистолеты, напоминание «не забудь, ты с ребенком», миллионы рублей выкупа — больше похоже на литературу. Работали наверняка. Ключевое слово — дети. Когда вместе в машине твой ребенок, желание сопротивляться резко пропадает, а слова, способные убедить родственника или делового партнера привезти необходимую сумму, не ставя в известность полицию, находятся легче. «Ребенок не будет плакать, если все будет как надо», — обещали похитители.

Несмотря на отсутствие опыта и надлежащей подготовки, в группе все было как у больших. Потерпевшие говорят о двух пистолетах и одном револьвере. На обысках у подельников было изъято два пистолета: Макаров с прибором беззвучной и беспламенной стрельбы (в просторечии — с глушителем) и сигнальный пистолет, переделанный под боевой патрон, также с ПБС, боеприпасы. Мобильных телефонов на троих — 9 штук. Чувствуется, что преступники освоили, как минимум, азы конспирации и понимали, что сейчас дважды одним сотовым пользоваться чревато. Свои операции тщательно готовили: наблюдали за будущими жертвами, выясняли, где и когда те забирали детей. Отрабатывали маршруты отхода. Стремились как можно быстрее выскочить на КАД, чтобы иметь возможность маневра.

Это совсем другая история

Последние годы новости о похищении детей, как правило, заканчиваются сообщением правоохранительных органов о конфликте в семье, когда родители не могут решить, кто из них больше достоин воспитывать сына или дочь. Значительная часть таких случаев лежит, скорее, в плоскости не уголовного права, а семейного. Похищений ребенка ради выкупа в Петербурге не было давно.

«Безусловно, похищение детей — это было для нас событием. Я не помню подобных случаев уже за многие годы. Дележ детей между родителями — такое случается, и об этом писали журналисты. Это совсем другая история», — прокомментировал «Фонтанке» начальник управления уголовного розыска Игорь Парадеев.

ПОДЕЛИТЬСЯ: