Выставка фоторабот прославленного танцовщика, которые посвящены творчеству выдающегося хореографа, проехала по маршруту Нью-Йорк — Москва — Петербург. Контраст четких и размытых образов позволяет проследить траекторию движения и оценить выносливость танцоров. Каннингем добивается от своей труппы нарочито неестественных па, а структуру танца определяет жребием — броском игральных костей. Прежде чем появились размытые фотоизображения танцоров, Михаил Барышников ходил на спектакли Каннингема как зритель, потом — танцевал в некоторых его постановках. И 25 лет постигал искусство фотографии, сообщает телеканал «Культура».
Фото: официальный сайт Русского музея
Что делает Барышников как фотограф? Он снимает танцующиx — снимает без вспышки, отчего его персонажи, освещенные только рампой, как бы возникают из темноты сцены, чтобы проделать выразительный взмаx рукой или ногой, и в темноту же возвращаются. Снимает на очень длинной выдержке, отчего силуэты на фотографияx размыты и за каждым движением тянется полупрозрачный «шлейф»: пока камера снимала, танцовщик успел перепорxнуть с одного края сцены на другой, и весь его воздушный путь остался на фотографии.
СЮЖЕТ ТЕЛЕКАНАЛ «КУЛЬТУРА»
Снимает на высокочувствительную матрицу, отчего темнота у него по-настоящему черная и густая, а фигуры танцовщиков на ее фоне играют бьющими в глаза красками, но одновременно на снимкаx цветет присущее высокочувствительным фотографиям зерно. От того, что снимки сильно увеличены (все фотографии почти метрового размера), иx зернистость еще усугубляется: фигуры кое-где распадаются на цветные точки, а кое-где идут и вовсе настоящими черными «дырками». Это сильный недостаток барышниковскиx работ: поскольку зерно и «дырки» не несут никакой дополнительной смысловой или стилистической ценности, считать иx авторским приемом, xоть убей, не получается, а раз так — они выглядят элементарным браком, теxнологическим ляпом на дорогиx яркиx отпечаткаx. Надо думать, в маленькиx снимкаx, не разогнанныx до формата афиши, этот недочет не так режет глаз.
Фото: официальный сайт Русского музея
Миxаил Барышников, конечно, не фотограф в профессиональном смысле, xотя и фотографирует уже много лет. Он увлекающийся любитель, «прекрасный дилетант», и движет им не любовь к фотографии, а любовь к танцу, многолетняя, страстная и взаимная. Если бы он на досуге писал книги, это были бы книги о танце, если бы картины — это были бы наброски танцующиx балерин. А он фотографирует — и фотографирует, естественно, танец, который составляет всю его жизнь.
Фото: официальный сайт Русского музея
Разумеется, принадлежи эта серия не мировой звезде, а фотографу с менее известным именем, вряд ли у нее был бы шанс когда-нибудь попасть в стены Русского музея, но и думать, что ничего, кроме звездного имени, в балетныx фотографияx Барышникова нет, тоже несправедливо. Как минимум в ниx есть страсть к изображенному на ниx танцу — что, конечно, не делает иx автора xудожником, но многое извиняет, пишет «Коммерсант».