Лучшим молодым художником объявлена Владлена Громова, автор двухминутного видеоролика о том, как художник, лишённый возможности видеть самого себя, создает автопортрет, сообщает канал «Культура». Лучшим медиа художником признали Владислава Мамышева-Монро, создателя версии фильма «Волга-Волга», в которой автор играет роль Любови Орловой, а Любовь Орлова выступает в роли художника. И, наконец, лучшим художником года объявлен Анатолий Осмоловский, он награждён за бронзовые скульптуры, которые воспроизводят формы танковых башен.
Анатолий Осмоловский «Изделия»
Валери Хиллингс, куратор музея Соломона Р. Гугенхайма: «Современное искусство России похоже на мировое – ведь у ваших художников есть доступ в Интеренет, и все они умеет пользоваться фотошопам. Но это лишь техническая сторона вопроса, потому что источники и темы, которые они выбирают, связаны с вашей страной, а потому это искусство уникально».
Премия вручается по трем номинациям: «Художник года», «Молодой художник года» и «Проект медиаарт». Свои работы на соискание премии представили сорок шесть художников, и только девять из них прошли в финал. Один из них – Антон Литвин с устрашающим медиапроектом о разрушении. «Пока летит пуля, она находится у нее в голове, и куда она разрядится – это вопрос»,– рассказывает Антон.
Еще один претендент на премию в номинации «Художник года» – Юрий Альберт. Участник международных биеннале современного искусства предложил два своих проекта. Один из них посвящен размышлениям художника о несбывшихся мечтах и называется «Выставка». В виде объектов искусства Альберт выставил свои собственные проекты для музеев. Второй проект – Путешествие по Третьяковской галерее с завязанными глазами. Участники перформанса должны были определять ориентиры в искусстве, внимая голосу экскурсовода. «Я думаю это воображаемое искусство, или вспоминаемое искусство, оно интереснее, сильнее и истиннее, чем то, что мы можем реально увидеть на стенах», – убежден Юрий Альберт.
Главная интрига премии состоит, пожалуй, даже не в том, кто победит, а в том, чем она запомниться нашим современникам.
СПРАВКА: Петербуржец Владислав Мамышев по кличке Монро — натура артистическая, легкая, безответственная и одаренная, пишет www.gay.ru.
Может пропасть на неопределенный срок, сжечь квартиру знакомой, у которой остановился, и не испытывать угрызений совести, бомжевать, бессовестно стрелять деньги, но при этом оставаться модником-эстетом, украшением богемных вечеринок и вернисажей, а также (что самое главное) легко и просто творить искусство практически из ничего. Макияж, костюм, сцена ночного клуба или объектив камеры — вот и все, что нужно.
В 1995 году, совместно с галереей «Якут» произвел шок на москвичей и гостей столицы выставкой гигантских баннеров с изображением его перевоплощений в различных исторических персонажей (от Христа до Монро) на одной из стратегических трасс Москвы – ул. Якиманка, напротив посольства Франции. Выставка, за исключением снятого через три дня по приказу мэра Ю. Лужкова портрета Гитлера провисела весь последующий 1996 год, сообщает www.vashdosug.ru.
Не имея возможности выезжать за границу (с 1991 по 2002 г. ФСБ, без объяснения причин не выдавало ему заграничный паспорт) Мамышев-Монро без устали продолжал эпопею своих перевоплощений не только в исторических, но и мифологических персонажей, сотрудничая практически со всеми актуальными галереями и институциями Москвы и Петербурга. Среди таких карнавально-эзотерических проектов особенно стоит отметить «Русские вопросы» (созданный по заказу государственного Русского музея в 1997 г.) и «Любовь Орлова» (галерея Марата Гельмана, 1999г.).
В 2001 году, практически спившись от безысходности своего невыездного положения, женился на воскресившей его арт-кураторе Татьяне Амешиной. Получив в 2002 г. заграничный паспорт, художник теперь активно участвует в мировом контексте современного искусства.