Выбор Ника Кейва хедлайнером вполне мог расколоть фестивальную аудиторию. Мрачный австралиец является по-настоящему знаковой фигурой скорее для людей за тридцать, поколения, выросшего на фильме «Асса», у главного героя которого Кейв был «певцом любимейшим». Для тех же, кто пришел на «Стереолето» послушать модную электронику, альтернативный хип-хоп или диско-панк, Кейв, который до сих пор не пользуется компьютером и ходит писать песни в свой офис, — фигура архаичная, пишет «Коммерсант».
Фото: ma6y
Но, благодаря своей харизме, певец собрал таки аудиторию воедино. Начав со скоростной и безжалостной «Tupelo», не сбавляя оборотов, он представил рок-н-ролльное шоу, по накалу сопоставимое с его выступлениями двадцатипятилетней давности. Сюрпризом стало и то, что он сбрил комические усы, делавшие его похожим на ковбоя из спагетти-вестерна. Впрочем, новый облик Кейва вызвал у публики свои кинематографические ассоциации: из зала к нему обращались исключительно по-русски, упорно именуя «Колей» и интересуясь, зачем он сбрил усы. Кроме того, в руках у Кейва появилась электрогитара: правда, ее он использовал скорее для антуража. И наконец, вместо свежего репертуара с альбома «Dig, Lazarus, Dig», Кейв сыграл все свои «нетленки».
Фото: antonsimson
С женскими партиями в своих песнях Кейву приходилось справляться без уволившегося из группы гитариста Бликсы Баргельда, который долгое время заменял ему и Кайли Миноуг в песне «Where The Wild Roses Grow», и Пи Джей Харви в «Henry Lee». Не хватало ультразвукового баргельдовского хрипа и во время исполнения «Red Right Hand». Впрочем, потери с лихвой компенсировали остальные музыканты: барабанщик Джим Склавунос выбивал душу из двух установок, а в песне «The Mercy Seat» — стучал по тарелкам тамбуринами. Другой старый соратник Кейва, бородач Уоррен Эллис большую часть концерта играл не на альте, а на миниатюрной четырехструнной электрогитаре, усиливая и без того раскатистое звучание бэнда.
Фото: ma6y
Кейв делит свое творчество на два этапа: пост-панковские семидесятые и восьмидесятые он называет Старым Заветом, а девяностые и нулевые — Новым. После выхода пластинок «Boatman\’s Call» и «…and No More Shall We Part» казалось, что «тихий» период творчества Кейва с камерными балладами и богоискательской лирикой никогда не закончится, и он вот-вот превратится во второго Леонарда Коэна. На концерте в «Ленэкспо», однако, певец сел за клавиши лишь дважды: чтобы исполнить возвышенную «Love Letter» и «Into My Arms». И ту, и другую — в ускоренном ритме.
Фото: ma6y
Глядя на то, что вытворял на сцене Кейв, не верилось, что этому человеку уже за пятьдесят: он надвигался на передние ряды, как грозовая туча, метался, как тигр в клетке, разыгрывал по ролям обсценный триллер «Stagger Lee», переходил с шепота на рык. В начале концерта на нем неожиданно оказалась брошенная из зала дамская шляпка: он прошелся в ней по сцене и с возгласом «Бритни Спирс!» выбросил обратно.
Фото: ma6y
Вопреки устойчивому мифу о мрачности кейвовского творчества, концерт пронизывала удивительно жизнеутверждающая энергия с запахом пота и крови. Еще недавно певец мог безмятежно просидеть весь концерт за фортепиано — теперь разве что не вылезает из рубашки на сцене и признается в интервью, что его куда больше интересует мир физический и осязаемый, чем высокие материи. Неизвестно, куда выведет Кейва его оптимизм, но неподдельная страсть, с которой он бросается из огня в полымя, выдают в нем мятущуюся душу совсем еще молодого человека. И усы, видимо, он сбрил, ох, неспроста.
КОММЕНТАРИИ ЗРИТЕЛЕЙ
dskr
Сходил на Ника Кейва. Первый раз был на таком дорогом концерте (3000р за билет). Кейв удивил тем, что в свои пятьдесят он два часа прыгал по сцене, когда я уже устал даже просто стоять.
А я первый раз увидел как люди танцуют. До него я видел больше какие-то дрыгания руками и ногами. При словах о чьей-то пластике у меня было только недоумение.
В общем, хороший товарищ. Хотя я только и знаю у него Murder Ballads и из них знаю только о чём Where the Wild Roses Grow
antonsimson
Ник Кейв рулит! Как уверяют старожилы он у нас был во второй раз, но эффект от этого не уменьшился. Башня сорвана от восторга и энергетики этого человека и коллектива под его управлением. Да что там, даже воздух становился горячее в то время, как он пел. Ну т.е. совершенно в прямом смысле.
gsus_luvs_me
«Боже, он настоящий!!» — единственная мысль, крутившаяся в голове втечение всего концерта.Это было действительно потрясающе и незабываемо. Контакт с аудиторией — максимальный. Самоотдача настоящая. Он был весь для нас, для тех кто стоял и подпевал, тянул к нему руки. Его рубашка, плохо заправленная в брюки (ах, эта милая неряшливость!), была мокрой уже после первых песен. Он пел для всех и для каждого в отдельности; он скакал по сцене, размахивая ногами, и пел проникновенные баллады, сидя за клавишами. Те, кто не пошёл на концерт из-за того, что «он состарился», могут сьесть руки от зависти.
И, самое главное, он настоящий. В жизни он такой же, как в музыке. Разный: вызывающий, агрессивный, издевательский, задумчивый и немного нежный. Полный восторг.
Трек-лист концерта не сильно отличался от московского. Даже последовательность вроде та же. Вместо «We call upon the author» была «Jesus of the Moon» (может, ещё что-то, но я не вспомню сейчас).
Звук… Меня всё абсолютно устраивало, но это по сравнению с концертами других исполнителей на других площадках. У сцены, где я стояла, всё было замечательно слышно. По моим, опять же, меркам. Товарищи, находившиеся дальше от сцены, жаловались на «отвратительный звук» и «»Straight to you» залажали ваще». Не возьмусь судить сей момент, т.к. мои отзывы чисто субьективное. И чисто положительные))
Единенное неудобство данного концерта состояло в том, что он проходил в рамках фестиваля Стереолето. Ник Кейв выступал третим после 2х групп — русского регги и прибалтийского фолк-чего-то-там. 2 часа «разогрева» не в тему меня лично напрягали. Но я уже забыла об этом)
Итак, друзья, это свершилось. Грустно немного, что всё уже закончилось, но мы будем ждать Ника Кейва снова, ведь он обещал вернуться.