В конце ноября наступает «черная пятница» — пора масштабных скидок в онлайн и оффлайн-магазинах. В некоторых случаях за выгодными предложениями прячутся искусственная накрутка цен и замыслы мошенников.
Об опасностях «черной пятницы» предупредили эксперты «Роскачества». Они призывают сохранять бдительность и не терять голову.
«В «Черную пятницу», пользуясь относительно новой традицией дней больших распродаж, в том числе, в интернете, мошенники проявляют небывалую активность», — предупредил заместитель руководителя Роскачества Илья Лоевский.
Под видом скидок и акций они продают контрафактные товары и фальсификаты. Некоторые пользуются ажиотажем для того, чтобы получить доступ к данным банковских карт пользователей.
С этой целью мошенники создают фейковые сайты банков, подделывают интернет-магазины известных брендов и используют другие уловки. Так, в 2018 году эксперты по кибербезопасности Group-IB обнаружили более 400 сайтов-клонов, копирующих AliExpress и другие интернет-магазины.
Заманивают людей как скидками, так и выгодными на первый взгляд розыгрышами. Роскачество рекомендует не переходить по ссылкам из почты или соцсетей, внимательно проверять доммен сайта и дату его регистрации с помощью Whois-сервисов, изучить информацию об оплате и доставки перед покупкой.
Еще один способ нажиться на покупателях в «черную пятницу» — искусственная накрутка цен. Стоимость товаров завышают перед периодом распродаж, а затем занижают. В итоге вещь с 50% скидкой может обойтись даже дороже, чем в обычное время.
Жалобы на подобные методы поступают ежегодно не только в России, но и в других странах. Так, в Финляндии Агентство по защите прав потребителей в 2018 году получило 70 обращений об искусственной накрутке цен перед «черной пятницей».