Представители логистического и курьерского бизнеса обозначили проблему, решение которой без участия госаппарата маловероятно. Речь идет о мошеннических схемам, например, об исчезновении грузов в пути. Эксперты обсудили вопрос противостояния схемам аферистов. Встречу организовало Агентство Бизнес Новостей.
На фоне того факта, что в бизнес идут новички активизировались мошенники. По словам руководителя направления «Грузовичкоф Бизнес» Станислава Наркевича, один из способов противодействовать мошенникам — разрабатывать регламенты для сотрудников каждого подразделения компании. Однако он признал, что застраховаться от всех рисков и от мошеннических новелл невозможно.
Выразил свое мнение и адвокат Игорь Штин. По его словам, за курьерскую доставку, за которую компания получила 4 тысячи рублей, арбитраж — уже две инстанции — вменил им ответственность как полноценному грузоперевозчику или экспедитору на сумму более чем 13 млн из-за «пропажи» груза. Истец и вовсе требовал 25 млн. Эксперт считает, что суд не разделил понятия грузоперевозки и курьерской доставки. Стоимость груза в документах не называлась.
Свое слово вставил генеральный директор ООО «Экспресс» Евгений Нижеметов. По его словам, груз к тому же был выдан верифицированному лицу по удостоверению с его фотографией и по номеру накладной, которая получателю была известна, но это суд не насторожило. Спустя полтора часа после выдачи груза официальный получатель объявил груз пропавшим.
Руководитель управления Управление корпоративного страхования Страхового Дома ВСК Константин Алтунин отметил, что почти на всех крупных онлайн-площадках, где происходит страхование потоковых грузов, работают системы по борьбе со страховым мошенничеством. В сфере курьерской доставки практически нет возможности провести адекватную аналитику и оценить степень страхового риска, страховщик работать в ней пока не готов.
Заместитель директора ИМПАКТ Алексей Кожевников подчеркнул, что с января 2020 года по май 2024 общая стоимость похищенных грузов составила более чем 4,5 млрд рублей. На протяжении этого времени эксперты компании сопоставляли данные водителей, фото, машины, эпизоды, и все говорит о том, что это отнюдь не разрозненные и не связанные друг с другом факты. При этом уголовные дела часто возбуждаются против неустановленных лиц и, по сути, ничем не заканчиваются.
Евгений Нижеметов отметил оперативность правоохранителей в случае с удивительной пропажей груза после его выдачи. Участники дискуссии отметили нетипичность такой быстрой реакции. В подобном ключе высказались председатель Совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), учредитель Fox Legal Consulting Александр Ефимов и руководитель компании «Бизнес в праве», юрист Анастасия Шаварова. Последняя также отметила, что по факту мошенничества не то что быстро, но вообще крайне сложно добиться возбуждения уголовного дела. «Приходится дневать и ночевать в полиции», — отметила она.
Общей мыслью на встрече стала необходимость привлечения государства к решению проблем курьерского бизнеса и изменения законодательства. Сегодня, по мнению экспертов, мошеннические схемы процветают. Арбитражным судам стоит принять во внимание отсутствие указания стоимости грузов при курьерской доставке, при котором кажется странным вменять потом за их сомнительную пропажу миллионы.
На фоне обсужденной проблемы можно вспомнить недавнее дело с резидентом ОАЭ, который потребовал от московской логистической компании «Экспресс.М» 13,85 млн рублей за груз. Так, предприниматель Эльдар Караханов отправил посылки через компанию с якобы 37 дронами стоимостью несколько млн рублей. В последствии отправитель заявил, что стоила техника более 24 млн рублей. О содержимом отправления предприниматель молчал до тех пор, пока посылку по поддельным документам не украли прямо из рук сотрудников «Экспресс.М» неизвестные злоумышленники.