Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской имеет богатую историю, которая началась в условиях блокадного Ленинграда. 18 октября 1942 года на первом этаже знаменитого здания Пассажа, построенного в 1848 году, прошла премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Этот спектакль стал первой ступенью в долгом пути культурного учреждения. В его исполнении приняли участие оставшиеся в Ленинграде артисты эвакуированного Театра драмы имени Пушкина и их коллеги из Радиокомитета.
Спектакль быстро занял прочное место в репертуаре театра. За первый год его показали около шестидесяти раз, и его смогли увидеть около 56 тысяч зрителей. Актер Александр Янкевский, вспоминая тот период, отмечал, что в зале находились «русские люди в ватниках, шинелях, с автоматами – прямо с фронта или прямо на фронт». Об этом пишет IVBG.
С момента открытия театр носил название «Городской», но среди горожан его часто называли Блокадным. В течение блокады театральная труппа продолжала свою работу, ставя спектакли на военно-патриотическую тематику, такие как «Фронт» Александра Корнейчука и «Нашествие» Леонида Леонова, а также классические произведения Островского, Тургенева и Чехова. Постепенно состав труппы увеличивался, в нее входили артисты из Нового ТЮЗа и других театров.
Постановки обычно начинались в пять вечера, чтобы зрители могли покинуть театр до наступления комендантского часа. Во время артобстрелов актеры прерывали представления и спускались в бомбоубежище, а после окончания тревоги продолжали спектакли. Артисты выступали в холодных залах, а перебои с электричеством добавляли трудностей, однако это объединяло труппу и зрителей, укрепляя боевой дух.
Актеры Городского театра также выступали в военных госпиталях и даже на передовой, поддерживая моральный дух солдат. Осенью 1944 года театр переименовали в Ленинградский государственный драматический.
После войны репертуар театра расширился, в нем стали чаще ставить произведения русской классики. Среди популярных спектаклей были «Воскресение» по Льву Толстому и «Преступление и наказание» по Фёдору Достоевскому. Постановка трилогии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала символом театра наряду с чеховской «Чайкой» у МХАТа.
С 1950-х годов театром руководили известные режиссёры, среди которых Владимир Андрушкевич и Игорь Владимиров. В этот период зрители смогли увидеть выдающихся актеров, таких как Алиса Фрейндлих и Игорь Дмитриев. В 1959 году театру присвоили имя великой актрисы Веры Комиссаржевской, после чего в репертуаре появились произведения современных драматургов.
В настоящее время театр активно гастролирует по всему миру, представляя как российскую, так и зарубежную классику, а также современные пьесы. В 2022 году театру исполнилось 80 лет со дня первой премьеры, что подчеркивает его важное место в культурной жизни Петербурга и России.