Илья Олейников открыл в себе композиторский дар не вдруг. В одном из интервью актер рассказал, что еще в цирковом училище любил музицировать на рояле вместе с никому тогда не известной Аллой Пугачевой, пишет «Коммерсант». А позже писал музыку к спектаклям, выпустил сольный диск и даже дважды становился лауреатом «Песни года».
Но все же «Пророк» — проект принципиально нового уровня, масштабный и амбициозный. Свое детище господин Олейников называет не иначе как «новым словом в музыкальном театре» и «первым российским продуктом», как-то забывая, что до него были и «Норд-Ост», и «12 стульев», и «Свадьба соек», и немало других постановок. Впрочем, для неофита такая категоричность вполне понятна.
К тому же ведущий «Городка» вложил в свое творение не только душу, но и личные средства. Спонсор, обещавший выделить на постановку $2,5 млн, в последний момент отказал, и актеру пришлось продать квартиру и влезть в долги, чтобы осуществить свой грандиозный замысел. Так как несостоявшаяся финансовая помощь должна была прийти из Белоруссии, кастинг провели в Минске и там же сыграли премьеру, а потом привезли спектакль на суд петербургских и московских зрителей.
Фото: Интерфакс
Дворец спорта «Лужники», возможно, не самое лучшее место для проведения подобных мероприятий, по крайней мере, звук на премьере оставлял желать лучшего, оркестровая фонограмма порою начисто заглушала исполнителей.
Но музыку Ильи Олейникова было слышно хорошо. В аранжировке польского композитора Януша Стоколсы, автора мюзикла «Метро», она выглядела вполне достойно — и не заподозришь, что ее создатель консерваторий не заканчивал. В партитуре намешано много всего: и рок-н-ролл, и джаз, и танго, и даже духовные песнопения, а все вместе производит впечатление качественного, но какого-то усредненного поп-продукта.
То же касается и постановки. В качестве режиссера из Польши был приглашен Януш Юзефович. Неудивительно, что «Пророк» весьма напоминает вышеупомянутый мюзикл «Метро», когда-то поставленный им в Москве. По части декораций и сценического оформления белорусский спектакль далеко обогнал тот первый московский мюзикл.
Тогда, в первые постперестроечные годы, световое лазерное шоу было для наших зрителей откровением. Сейчас на сцене 12 тонн декораций, сложная машинерия и — куда же без них — огромные, во всю сцену экраны с компьютерной анимацией. Создатели спектакля хвастаются, что к ней приложили руку оскароносные создатели спецэффектов к «Властелину колец». Но видеоряд выглядит на удивление неоднородным: вот здесь действительно здорово и впечатляюще, а вот тут сделано явно на коленке.
В целом шоу получилось богатым и мощным — тут и многоуровневые декорации, и спецэффекты, и неплохо танцующая энергичная массовка, и летающие акробаты. Но во время спектакля то и дело возникает ощущение дежавю: представление распадается на сцены, будто позаимствованные из других мюзиклов. И помойка, где обитают герои, и тюрьма, в которой заключенные отбивают ритм железными кружками, и пышные балы, становящиеся фоном для любовного свидания, давно стали общим местом.
Что есть в «Пророке» оригинального и самобытного — так это сама идея спектакля. Никому еще, кажется, не приходило в голову пересказать средствами мюзикла евангельскую притчу о блудном сыне. Впрочем, Эндрю Ллойд Уэббер в свое время пошел дальше и переложил на язык рок-оперы житие Иисуса. У создателей «Пророка» (автором идеи и либретто стал Николай Дуксин) своя миссия — донести до зрителя «сложные проблемы гуманистических, нравственных категорий». По сюжету некий слепой старик (его играет Николай Дуксин) встречается на свалке с неким типом, который объявляет себя пророком (а эту роль исполняет как раз сам господин Олейников), и просит предсказать ему будущее. Но сначала он должен рассказать о своем прошлом.
И перед нами в музыкальных номерах разворачивается непростая биография старика: вот он юный и влюбленный взлетает от счастья к небесам, вот пускается во все тяжкие и грязнет в разврате, вот встречает женщину своей мечты (страстный дуэт любовников исполняют приглашенные московские звезды Теона Дольникова и Александр Постоленко), попадает в тюрьму, переживает духовный кризис и наконец находит свое тихое семейное счастье (пожилую пару играют народные артисты Белоруссии, бывшие «Верасы» Ядвига Поплавская и Александр Тихонович).
Между музыкальными номерами герои ведут глубокомысленные рифмованные разговоры о жизни. Причем герой Ильи Олейникова оказывается явным лжепророком, эдаким бесом-совратителем, который пытается сбить «блудного сына» с пути праведного.
К чести создателей, спектакль не превращается в нравоучение: изрядная доля юмора и эффектных музыкальных номеров не дает зрителю согнуться под грузом собственных грехов и погрузиться в медитативный самоанализ с последующим самобичеванием, пишет «Независимая газета». Хотя, честно сказать, отдельные моменты заставляют мурашки бежать по коже: например, когда мальчик спрашивает Старика, что такое мать. Впрочем, финал мюзикла позитивный – обитатели свалки, пережив рассказ Старика, словно очухались от долгой спячки, поняли, что есть еще порох в пороховницах и силы пожить по-человечески, а не по-скотски, покидают Лжепророка и возвращаются к нормальной жизни.
Так, в калейдоскопе ярких мелодий, приправленных головокружащими танцами с акробатическими номерами и чечеткой, летит жизнь Старика и обитателей свалки – с первого свидания в роскошный дворец, затем в тюрьму и так далее вплоть до поражающих своей живописностью картин Страшного суда.
Спектакль Ильи Олейникова, музыку к которому написал он сам, а аранжировку мастерски выполнил композитор «Метро» Януш Стоклос, представляет собой эклектичный набор танцев, дуэтов и хоров, где представлены, пожалуй, все музыкальные жанры – от ласковой колыбельной, лирического вальса, страстного танго до буйных американских танцев и фрагментов в стиле рок-музыки.
Мнения жж-юзеров:
Надо сказать, что давно я не видел более позорного мюзикла, чем этот. Русские мюзиклы вообще какие-то убогие — потому что актеры вялые, а певцы не актеры. Но «Пророк» побил все рекорды идиотизма.
Сюжет таков, что на помойку приходит бывший знаменитый артист в поисках… пророка. Местный вождь бомжей (Олейников из «Городка») называет себя пророком, и тот… верит. После чего идет нудный пересказ всей долгой жизни старика с пошлыми комментариями «пророка».
В пресс-релизе было написано, что спектакль одобрен православными властями. Хе-хе. Пол-спектакля по сцене разгуливают полуголые барышни, сверкая голыми ягодицами, на экране мигают изображения борделей и пип-шоу, а танцовщики танцуют гей-танго в духе Виктюка (но несравнимо бездарнее).
Олейников мало того, что всегда одинаковый — для «Городка» это хорошо, а для двусмысленной роли лжепророка — просто фальшиво. Второй главный герой — слепой артист — похож на Брежнева, читающего речь на съезде КПСС. Поют почти все отвратительно. Режиссура никакая. Понадергали цитат из «Чикаго» и «Иисуса», только опошлили и плохо спели.
Я ушел в антракте, мучимый вопросом, отчего же у нас все-таки не получаются мюзиклы.
Сегодня ходили с заей на премьеру мюзикла «Пророк». Это мега! Ребята выкладываются на все 100! Танцы, вокал, комстюмы, эффекты, сама постановка — вобщем шоу удалось на славу. Я под впечатлением. Настоятельно рекомендую всем!!
Меня тут занесло на премьеру мюзикла «Пророк». Как метко подметил llanowar, российские мюзиклы настолько суровы, что в них раздевается даже Олейников. Вообще, смутно понятно к чему все это обилие полуголых тел и проститутки в рассказе про первую любовь. Вопросов много, но хореография отличная и костюмы ничего. Но в сочетании с текстами, сюжетом и Олейниковым получилась пошлость.
radioprinceska.livejournal.com
Вчера ходила на мюзикл «Пророк». Я вообще люблю мюзиклы. Видела и Чикаго, и Нотр Дам де Пари, и Кошек, и даже печально известный Норд Ост. Но «Пророк», наверное, не просто один из самых ярких, а действительно самый яркий представитель в своем жанре. Очень красивая постановка, сильные голоса, хороший балет, зрелищные трюки. Единственный, правда довольно-таки большой , минус — участие в спектакле псевдозвезд Ядвиги Поплавской и Александра Тихоновича. Но даже они не смогли испортить общее впечатление от «Пророка». Ведь весь вечер на сцене работала настоящая звезда — Илья Львович Олейников. Он и вправду великолепен. Просто невозможно в него не влюбиться.