Солисты скромно стоят перед оркестром, а иногда неожиданно для всех поют арию за спинами зрителей или с боковых балконов. Впрочем, всё это и не важно — основное внимание на экран, передают «Вести-Петербург».
Абсолютное ноу-хау для Петербурга — Валерий Гергиев вместе со знаменитым американским художником Биллом Виолой предлагает зрителям синтез оперы и видео-арта. На экране — море в шторм, поля и даже стриптиз под классическую музыку: актёры снимают покров за покровом с души и тела до полной наготы. Вводить возрастные ограничения на это представление в Мариинском театре не торопятся. Валерий Гергиев говорит: понять труд многолетних творческих исканий американского художника можно, лишь посмотрев весь спектакль до конца, все пять часов. И тогда, уверен Гергиев, зритель поймёт, что в синтезе оперы и видео-арта рождается новое искусство.
Над концепцией нового «Тристана…» два года работал живой классик видеоарта американский художник Билл Виола, пишут «Итоги».
Билл Виола не претендовал на создание конгениального партитуре видеодизайна. Мало того, он не скрывал своего прохладного отношения к классической опере. А уж после многих часов слушания Вагнера он просто запаниковал, поняв, что создать соизмеримую с музыкой видеопартитуру не удастся. Спасательным кругом стала для него средневековая легенда, на которой строится либретто оперы. Параллельная музыке реальность стала обретать очертания: «Для меня два основных элемента в человеке — это известное и неизвестное, познанное и непознанное. Если нет этого второго элемента — непознанного, то нет любви. То же самое и в искусстве. Почему так велик Вагнер и его «Тристан и Изольда»? Потому что мы с самого начала и до последней секунды, когда разрешается сюжетный клубок, чувствуем недосказанность».
…Храбрый воин Тристан везет на корабле прекрасную Изольду, невесту его дяди, и по случайности вместе с ней выпивает любовное зелье. Молодые люди влюбляются друг в друга, тайно встречаются, а когда Тристана ранят вассалы ревнивого мужа и он умирает от ран, медленно истаивает и Изольда. Сюжет мог бы выглядеть мелодрамой, если бы не множество загадок оперы. Со дня премьеры публика недоумевает: отчего два любящих человека на тайном свидании бесконечно долго обмениваются монологами на экзистенциальные темы? Отчего Вагнер не принимает в расчет технические сложности исполнения — в первом акте Изольда поет почти полтора часа? Отчего он напрочь игнорирует всякую динамику сюжета? К слову, Гергиеву явно импонирует это легкое презрение Вагнера к зрелищности спектакля. А для постановщиков «Тристан…» — всегда сверхзадача, и справиться с ней в лучшей или худшей степени удается единицам. Мариинскому тут есть чем гордиться, версия Дмитрия Чернякова во всем мире признана удачной, увидеть характеры в музыке ему удалось. Но тема не закрылась. Собственно, желание скрестить вагнеровский космизм с передовыми технологиями появилось давно, самые вдумчивые зрители ощущали искусственную привязанность «Тристана…» к традиционной театральной схеме. Потому версия Билла Виолы появилась на подготовленной почве. Параллельная музыке партитура из света, цвета, видео, не отягощенная театральной и кинематографической изобразительностью, оказалась как минимум уместной и любопытной. Зрелищность оперы приобрела другую форму.
Новую версию мариинского «Тристана…» уже видели и слышали меломаны Парижа, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Роттердама. В Концертном зале Мариинского театра ее исполнят дважды — 19 и 22 июня — с Гергиевым за пультом, в исполнении оркестра Мариинского и замечательной команды солистов во главе с двумя Изольдами — Ларисой Гоголевской и Ольгой Сергеевой. Вместе с ними поют Геннадий Беззубенков, Рене Папе и Гари Леман, солист Оперы Лос-Анджелеса, исполнивший Тристана в постановке «Метрополитен».
Четверг, 19 июня, 18:00
Тристан и Изольда
опера в 3-х действиях
Музыка: Рихард Вагнер
РЕПОРТАЖ «ВЕСТЕЙ»