Задержки банковских платежей и зарплат, увольнения уже привели к тому, что ассортимент продуктовой корзины горожан несколько изменился. Отдавать, как раньше, довольно крупные суммы за различные деликатесы петербуржцы перестали. Такое изменение моментально почувствовали на себе торговые сети, и из-за снижения товарооборота временно перестали платить поставщикам за реализованную продукцию. У некоторых сетей долги накопились уже за три месяца.
По мнению участников рынка, не исключено, что, если ситуация не нормализуется в ближайшие два месяца, с Нового года многие производители откажутся от продления договоров с крупными ритейлерами и увеличат отпускные цены.
Как сообщает «Коммерсант«, генеральный директор петербургского мясоперерабатывающего предприятия «Диетпродукт» Ирина Кравцова отметила, что поставки продукции в торговые сети стали убыточны. По ее словам, просроченная задержка оплаты сети «Находка» составляет около двух месяцев. За это время компания задолжала «Диетпродукту» 1,5 млн. рублей. Неплатежи «Перекрестка» начались с начала сентября, и в настоящий момент долг компании составляет 1,3 млн. рублей. «Карусель» до конца не расплачивается с конца августа, и сумма просроченных платежей на текущий момент составляет 167 тыс. рублей. «\’Лента\’ не платит нам около 20 дней, это не считая оговоренной рассрочки в 45 дней. Мы уже рассматриваем вопрос об уходе из этой сети», — отметила она.
Новогодний рост
Впрочем, проблемы с ритейлами есть практически у всех снабженцев. Но, по мнению одного из поставщиков, наиболее заметны последствия кризиса будут сразу после Нового года: «Сейчас все еще действуют старые контракты, с нового года очень многие компании откажутся от пролонгирования. Уже сейчас видно, как сократилась матрица у сети \’О\’кей\’. В Ашане вообще зияют дыры, поскольку им нельзя растягивать один и тот же товар на всю полку. Производители, имеющие наиболее ликвидный товар, могут менять его на деньги сразу».
Не продашь – не закупишь
Заметим, что для того, чтобы привлечь покупательский интерес к магазинам, в городских магазинах начались разнообразные скидочные акции и распродажи. Цель у них одна — привлечь как можно больше покупателей, сбыть имеющийся товар и оплатить долги.
Крупные фирмы, куда входят самые популярные магазины эконом класса, страдают от кризиса больше всех. Сделав закупки одной партии товара, они не могут теперь одолжить у банков денег на новый, не распродав прежнюю партию. А гипермаркеты борются за каждого клиента. Для этого им приходится почти за бесценок (в убыток себе) продавать некоторые товары. Отсюда — обычные акции. А в условиях кризисной заторможенности товарооборота магазинам ничего не остается, как сбросить цены почти на весь товар, который не может долго храниться.
Выход один — поднять цены
По мнению участников рынка, и поставщики оказались в безвыходной ситуации — им некуда уходить, поэтому и придется смириться с финансовыми проблемами некоторых торговых сетей. Но, к сожалению, по прогнозам директора по маркетингу компании «Морозко» Дмитрия Шилова, помимо поредевших полок в новом году покупатель столкнется и со значительным повышением цен. «Отношения со всеми сетями перешли на форму отложенных платежей, и пока производитель терпит убытки. Но очень скоро производители начнут закладывать свои потери в стоимость товаров», — считает господин Шилов.
Пенсионеры уже делают запасы
Отметим, что панические настроения у покупателей все же появились. Как уже сообщала ГАZЕТА.СПб, в последнее время в магазинах сети наблюдается оживление — пенсионеры скупают соль, муку, гречку, манку.