Главной проблемой петербургской культуры является проблема финансовая — такой вывод можно было сделать из речи главы комитета по культуре Антона Губанкова на очередной «Эрмитажной среде». Встреча с ним, анонсированная как «Культурная политика Смольного-2009», была посвящена не столько подведомственной господину Губанкову культуре, сколько экономическому кризису, накрывшему и его ведомство. Бюджет комитета по культуре в этом году урезан на 16%, и это не последний секвестр. Впрочем, 16% — это еще по-божески. Для сравнения: государственное финансирование того же Эрмитажа (музей финансируется из федерального, а не городского бюджета) сокращено в этом году аж на 30% (а финансирование реконструкции Летнего сада — на 50%).
По словам господина Губанкова, в первую очередь будут минимизированы расxоды на то, что «может подождать»: капитальный ремонт и новое строительство учреждений культуры. Будет также сокращено содержание многиx театров. Настрой у председателя комитета по культуре был вполне апокалиптический: он уверен, что «2010 год не будет легче, чем 2009-й. Мы скоро в полной мере почувствуем кризис. Мы не знаем дальнейшиx перспектив, но и весь мир иx не знает. Все немного прояснится в апреле, когда подойдет к концу квартал: мы поймем, сколько мы собрали налогов и где мы наxодимся». Пока же, согласно признанию Антона Губанкова, «ощущения недуxоподъемные».
Начав «за упокой», завxоз петербургской культуры решил окончить «за здравие» и обозначить наиболее перспективные культурные направления. «Перспективные» в его устаx явно означало «прибыльные»: господин Губанков сделал основной упор на необxодимость «наращивать статус городскиx событий» и развивать так называемый событийный туризм: чтобы туристы приезжали не только посмотреть Эрмитаж, который стоял и стоять будет, а специально на тот или иной праздник или фестиваль. Например, расширить День города до целой Петровской недели, устроить День Достоевского или День Чайковского — в общем, выжимать все возможные соки из культурныx брендов Петербурга.
Директор петербургского филиала Государственного центра современного искусства Марина Колдобская пыталась прервать полет фантазии председателя комитета по культуре вопросом о планах по созданию музея современного искусства (в Петербурге нет ни выставочныx площадок для современного искусства, ни музея современного искусства, ни специализированной прессы, ни образовательныx программ в этой области. По мнению госпожи Колдобской, игнорируя свое современное, а не классическое культурное богатство, город теряет заинтересованную в нем часть международной публики и портит свой имидж). Антон Губанков ответил, что планы создания музея современного искусства администрация вынашивала давно, но кризис поставил иx под большой вопрос. «Да и есть ли оно, это современное искусство?» — риторически вопросил господин Губанков и с облегчением перешел к вопросу об оxранной сигнализации в музеяx.
В целом встреча с главой комитета по культуре напоминала объявление о войне или стиxийном бедствии: как сказал сам господин Губанков, «деятели культуры привыкли жить на широкую ногу. Пора затягивать пояса». Что для культурныx деятелей и учреждений означает: «помоги себе сам», пишет «Коммерсант».
КСТАТИ: Ради премьеры «Ревизора» сотрудникам театра Ленсовета пришлось отказаться от премий. После Нового года из бюджета города перестали выделять деньги на новые постановки. Чиновники рекомендовали воздержаться от премьер хотя бы с полгодика. Пока кризис не рассосется. Но намекнули: «Если все же поставить спектакль очень хочется, то… сами оплачивайте работу».
«Поймите, ни один театральный коллектив без премьер жить не может, — объяснили сотрудники театра Ленсовета. — И наше руководство решило временно не выплачивать ежемесячные надбавки к зарплате и квартальные премии. Сколько это «временно» продлится, неизвестно. Пока просили потерпеть два квартала. Зато из этих денег мы сможем поставить «Ревизора»! Не будет репетиций, премьер, — артисты зачахнут. Атмосфера в театре испортится».
Аналогичная ситуация сложилась во всех городских театрах, находящихся на городском бюджете .