Как сообщил сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливняк, в составе поезда 25 вагонов, внутри которых контейнеры с урановыми «хвостами» — токсичными и радиоактивными отходами процесса обогащения урана. Общий вес опасного груза составляет примерно 1250 тонн.
По словам экологов, при погрузке отходов из Гронау на судно к ним обычно добавляют контейнеры с радиоактивными отходами из Голландии. Если такое случится и на сей раз, то нынешняя партия урановых «хвостов» станет самой большой в истории транспортировки ядерных отходов, сообщает БИА.
По словам Сливняка, увеличение объема груза связано, скорее всего, с тем, что соответствующий контракт между западноевропейской компанией Urenco и «Росатомом» заканчивается в этом году. По данным западноевропейских компаний, с 1996 года в Россию отправлено около 100 тысяч тонн урановых «хвостов».
Судно с «хвостами» прибудет в Петербург ориентировочно 18-19 марта. Затем отходы по железной дороге отправятся в Новоуральск (Свердловская область). До отправки контейнеры могут несколько дней простоять в вагонах на железнодорожных путях в Автово.
По словам Владимира Сливняка, в «Росатоме» уже неоднократно обещали прекратить поставки ядерных отходов в Россию, однако они продолжаются по действующим контрактам с европейскими компаниями.
Захоронение этих отходов в Европе стоило бы на порядок дороже по сравнению с «утилизацией» на предприятиях «Росатома». Кроме того при хранении урановых «хвостов» в России не соблюдаются нормы безопасности и есть значительный риск разгерметизации контейнеров.
По словам эколога Рашида Алимова, представителя экологического правозащитного центра «Беллона», при разгерметизации контейнера с радиоактивными отходами происходит химическая реакция, образующая кислоту, которая способна плавить стекло, и уранил фторид – газ, который легко может попасть в кровь человека. Причем при реакции вещество улетучивается из контейнера в течение нескольких минут и распространяется по огромной территории.
Экологи планируют провести санкционированный пикет против ввоза отходов.
Стоит отметить недавний успех экологов. Как уже писала ГАZЕТА.СПб, в ответ на обращение экологических организаций с просьбой запретить транзитные перевозки радиоактивных грузов по территории Петербурга получена единодушная поддержка руководителей депутатских комиссий, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Было решено выбрать альтернативный путь перевозки ядерного топлива — в объезд города.