По данным портала Finnews.ru, на покупку нового автомобиля кредиты в Санкт-Петербурге выдаются по ставкам 15-22 процентов годовых (без учета программ субсидирования), подержанных – 16-28 процентов. Первоначальный взнос составляет, как правило, не меньше 30 процентов от стоимости машины.
Эксперты: Наметился рост
По словам заместителя директора управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка Сергея Корешкова, с начала года выдано 653 автокредита на сумму 127 млн. руб., в рассмотрении находится еще 954 заявки. «Сегодня только за одну неделю мы предоставляем 350-400 кредитов, из них 20% по программе государственной поддержки», — рассказывает он. О том, что на рынке автокредитования наметился рост, говорят и другие эксперты. Так, председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов считает, что самым «провальным» месяцем для автокредитования был октябрь прошлого года, когда у банков был шок и они не знали, что им делать дальше. Зато в январе и феврале этого года те из банков, которые сумели выжить в условиях кризиса, начали делать робкие попытки кредитовать граждан на покупку автомобилей, сообщает Шанс.ру.
Спасение автопрома
Заметим, что до августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро рос именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов.
Специалисты отмечают, что с мертвой точки рынок автокредитования столкнула программа господдержки отечественного авопрома, согласно которой банки выдают более «легкие» кредиты на авто. Напомним, что в конце февраля правительство опубликовало список автомобилей, которые можно купить по льготной программе. По условиям программы, стоимость приобретаемой машины не должна превышать 350 тысяч рублей.
ГАZЕТА.СПБ ранее сообщала, что в список машин, попадающих под субсидирование, вошли 29 автомобилей: из них 22 автомобиля производства «АвтоВАЗа», UAZ Hunter, а также шесть иномарок российской сборки — Ford Focus, Fiat Albea, Skoda Fabia, Renault Logan, Chevrolet Niva и Kia Spectra. Но из них в наличии у дилеров оказались только все модификации Renault Logan и вся линейка «АвтоВАЗа».
Так, по утверждению Сергея Корешкова, сегодня программой автокредитования воспользовались около 20% всех заемщиков. Всего в неделю выдается примерно 70-80 таких кредитов.
Кредиты рождают долги
Вместе с тем эксперты прогнозируют, что рост автокредитования может вызвать и волну «невозвратов». До сих пор, несмотря на кризис, их доля в общем объеме выданных заемных средств была минимальна. Ведь, как только клиент перестает платить за кредитный автомобиль, тут же включаются штрафные проценты. Пока суд вынесет свое решение, проходит несколько месяцев, и за это время сумма долга с учетом пеней может вырасти уже в два-три раза. В итоге заемщик остается и без автомобиля, и без денег. По утверждению экспертов, существует несколько способов быстро продать машину, чтобы расплатиться по кредиту. Один из них — обратиться на специальный сайт Агентства по возврату долгов. Так, на начало июля на нем было представлено 140 автомобилей, выставленных заемщиками, не имеющими возможности заплатить по кредиту.