Не исключено, что в скором времени пассажиры начнут пересаживаться с электричек на более дешевые виды транспорта, маршрутки и автобусы, а СЗППК (Северо-Западная пригородная пассажирская компания) может и вовсе уйти с транспортного рынка – таково мнение экспертов, пишет «Коммерсант».
Подобные прогнозы связаны со значительным повышением цен на проезд в пригородных поездах – с 1,5 рублей за 1 км до 2,35 рублей, то есть на 56% от прежней стоимости.
Первоначально СЗППК согласовывала с комитетом по тарифам и ценовой политике Ленобласти увеличение тарифа с 1,5 рублей до 3,8 рублей за 1 км. Однако монополисту было отказано в таком резком скачке – чиновники не решились повысить цены на проезд в электричках более чем в два раза. В конце прошлого года СЗППК направила в областной комитет по тарифам новое, более скромное обоснование цен на проезд, попросив увеличить тариф до 2,65 рублей за 1 км. Это предложение также не встретило позитивного отклика у областного комитета по тарифам.
Напомним, что в итоге с 1 января СЗППК продолжала возить пассажиров по ценам 2010 года, при этом билет на поездку в Ленобласть, купленный в городе, стоил дешевле, чем обратный проезд. Как сообщил ранее председатель комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Павел Березовский, 14 января был согласован единый порядок начисления платы пассажиров за проезд в электричках ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».
Компании было дано поручение в течение недели привести в соответствие стоимость проездных билетов на территории двух субъектов Федерации.
Был установлен тариф в размере 2,35 рублей за 1 км, что, по мнению экспертов, также является довольно серьезным повышением стоимости и может существенно снизить спрос на услуги СЗППК.
«Я думаю, что такими темпами через пару лет компания просто исчезнет с рынка, никто не будет ездить на электричках», – заявил Алексей Безбородов, генеральный директор аналитического агентства «Инфраньюс».
Стоит отметить, что ключевой причиной резкого роста стоимости проезда в пригородных поездах стал отказ федеральных властей компенсировать СЗППК проезд льготников, которые в электричках не ездили. Ранее объем федеральной компенсации вычислялся исходя из расчета 50 поездок в месяц на один льготный абонемент. Теперь же компенсация начисляется исключительно по факту проезда – вместо месячных абонементов льготники пользуются разовыми билетами. В итоге пассажиропоток СЗППК в прошлом году разом снизился на 42,3%: с 5,1 млн пассажиро-километров в 2009 году до 2,9 пассажиро-километров в 2010 году.
При этом потери СЗППК от новой формы федеральной компенсации составили 2,2 млрд рублей – эти деньги, по сути, компания получала просто так из федерального бюджета, якобы за перевозку льготников. Предполагается, что расходы СЗППК в 2011 году составят около 7,5 млрд рублей при доходах в 5,3 млрд рублей. Выпавшие из доходов федеральные компенсации СЗППК и решила возместить за счет 56-процентного увеличения тарифа.