Мама БГ написала о нем книжку

Вот, что пишет БГ в небольшой главке «Два слова об авторе»: «Всей культурой, которая есть во мне, я обязан своей маме. Она всегда считала своей первейшей обязанностью наполнить меня до краев тем прекрасным, что происходило в доступном там тогда мире культуры. Если в Филармонии играли Баха или Равеля; если приезжал театр Образцова и билетов просто не было в природе; если в каком-то клубе только один сеанс шла недоступная «Великолепная семерка» с Юлом Бриннером – благодаря маме я оказывался в правильном месте в правильное время. Все, чего было «не достать» из искусства, ее стараниями рано или поздно попадало мне в руки, пусть даже на одну ночь… Глядя на нее, я научился не стесняться испытывать восторг при виде прекрасного – и это открыло для меня бесконечный мир. С плодами такого воспитания вам приходится иметь дело и по сей день. Ничего лучше со мной случиться не могло. Мама – спасибо!»

В книжке три большие главы – «Детство и Юность», «Борис» и «Боренька», пишет Фонтанка.ру. Детские и юношеские годы Людмилы Харитоновны прошли в Ленинграде. Необычайно любопытно читать, как она немногословно, но емко и точно рассказывает о Ленинграде довоенном, блокадном и послевоенном. Людмила Харитоновна вместе с родителями жила в коммуналке на Пушкинской улице, и ведь именно на той же улице, в арт-центре «Свободная культура» теперь находится репетиционная база «Аквариума».

«Я выросла на литературе. Читала все книги, которые были у соседей», — пишет Людмила Харитоновна. Не приходится сомневаться, что любовь к литературе, искусству, культуре в самой наиполнейшей мере передались ее единственному сыну.

Вторая глава – «Борис» — посвящена мужу Людмилы Харитоновны, отцу БГ. Я тоже неплохо его помню, но при нашей с БГ дружбе уже в те давние теперь годы мне больше доводилось общаться с его мамой и бабушкой, чем с папой. Помню, однако, что Борис Гребенщиков–старший был человеком сдержанным и приветливым. Вследствие того, что он был много занят на своей работе, да и Людмила Харитоновна об этом пишет – то к нашим с БГ роковым делам и интересам относился не слишком с большим вниманием. Борис Гребенщиков-старший в молодые годы был сотрудником НИИ Морского флота, часто ему приходилось бывать в командировках на кораблях, он изобретал морские приборы, а в дальнейшем стал работать директором завода, производившего приборы по его же авторским патентам. Из жизни ушел рано, в 1975 году… «Я без него уже столько лет, но мне его так не хватает, — пишет Людмила Харитоновна. — Он всегда рядом».

Третья, самая большая глава книги, «Боренька» — разумеется, о сыне, про сына, вокруг сына. Ведь из цитаты БГ, с которой начинается настоящая статья, становится очевидным, что именно благодаря Людмиле Харитоновне создан духовный фундамент для образования «Аквариума». Кстати, она нередко и с немалым интересом, удовольствием посещает «аквариумные» выступления. Однако Людмиле Харитоновне все же больше нравится, когда звучат классические «аквариумные» песни – кстати, не ей ведь одной, — но только сие не означает, что ей не интересно новое. То, что она написала в своей книге, можно, на мой взгляд, считать своеобразной и краткой историей прославленной группы. Первые годы «Аквариума», его становление и развитие, «Аквариум» в кино, на Западе, «аквариумный» круг…

Борис Гребенщиков: «Я давно подзуживал маму написать не про меня, а про ее детство» (Из интервью газете «Известия»)

— Накануне этой нашей встречи ты сказал мне, что понял, почему сейчас не появляется новых Майков и Цоев. Ты это действительно понял или просто реагируешь на распространенный сегодня тезис и хочешь его прокомментировать?

— Я тебе издалека начну отвечать на этот вопрос. Давно знаю по собственному опыту, что концерты, за которые мы НЕ берем денег, для меня лучше и интереснее, чем все остальные. Последние полтора-два года я пытаюсь вводить такие выступления в систему — вплоть до глупости, до того, что приходится самим доплачивать, чтобы, скажем, нам поставили аппаратуру в какой-нибудь школе. После выступления в Альберт-холле начал задумываться о таких концертах в расширенном масштабе (речь идет о двух выступлениях «Аквариума» в знаменитом лондонском зале — сначала по приглашению духовного наставника БГ Шри Чинмоя, а год спустя — на концерте памяти Чинмоя. — «Известия»). В Альберт-холле мы гонорар не брали. В Нью-Йорке в конце августа за аналогичное выступление тоже не возьмем. Уже готовится такой концерт в Париже. Надеюсь привезти эту программу и в Россию и доказать утопический тезис, что можно развести музыку и деньги. Сделаем бесплатные билеты и все прочее.

Неожиданно я нашел теоретическое обоснование такого подхода в книжке по укладу Древней Индии. Там написана простая вещь: есть сообщество музыкантов, принадлежащее к четвертой касте — касте ремесленников. Они играют музыку за деньги, и это их жизнь. Представители же трех высших каст, если они возьмут деньги за выступление, нарушат закон и лишатся места в своей касте.

— И кто там в трех высших кастах?

— Брахманы. Они могут писать музыку, исполнять ее, сколько угодно, но не за деньги. Иначе утратят вдохновение.

— Так, а Майк-то с Цоем тут каким боком? Они брахманами, что ли, были?

— Здесь я ничего не могу сказать, поскольку в России эта система распространена не так, как хотелось бы. Но в 70-80-е годы никому из нас в голову не приходило, что создание музыки может диктоваться деньгами. То, что делали Майк, Цой, Башлачев, Юрка Шевчук, мы, «Странные игры», Костя Кинчев, деньгами никак не определялось. Мы могли попасть в милицию, а получить деньги — вряд ли. И ни одна песня не диктовалась финансовыми интересами. «Аквариум» создался в 1972-м, а первый официальный гонорар мы получили в 1986-м. Как минимум 12 альбомов мы записали без единой копейки, только на энтузиазме.

А с тех пор, как музыка стала бизнесом, вдохновение ушло. Это мое личное ощущение. Те, кто продолжает писать, делают это уже не так интересно, как тогда. А у начинающих нет такой силы воли, чтобы не замечать соблазн денег.

Помню свое знакомство с настоятелем буддийского дацана в Петербурге, он еще и лекарь хороший. Однажды он пришел лечить кого-то из моих домочадцев. И мне нужно было как-то выразить свою благодарность за это, оказать помощь дацану. Но настоятель мне сказал: «При всем уважении к вам деньги я взять не могу, потому что лечу сегодня». Я пояснил: «Так ведь не вам же даю, а дацану». Он в ответ: «Вы не понимаете. Когда я лечу, то не имею права даже находиться рядом с деньгами, ибо такое нахождение может лишить меня способности лечить». И я понял, что это правда. Так и с музыкой. Если люди занимаются ею от души, то они не могут брать за это деньги.

— Только что в издательстве «Амфора» вышла книга твоей мамы с твоим кратким предисловием. Как ты отнесся к этому проекту?

— Я давно подзуживал маму написать не про меня, а про ее детство, потому что мне нравится стиль ее изложения. Она написала вот такую книгу. То, что получилось, мне понравилось. Хотя там, где она пишет про меня, я себя не вижу, ибо воспринимаю себя по-другому. Но сама история девочки, родившейся в довоенном Ленинграде, прошедшей блокаду и все остальное, — это, по-моему, очень сильный текст. Потому что люди забыли, как все было на самом деле. Весь ужас и всю красоту того времени.

— Игги Поп в известном интервью журналу Rolling Stone сказал, что в принципе никого из русских рок-музыкантов не знает, помнит только одного парня, приехавшего во время перестройки из России на Запад и захотевшего стать здесь вторым Дэвидом Боуи…

— Я хорошо помню это интервью. Рад, что Игги острит по моему поводу. Но мне он говорил, что ему нравились определенные вещи, которые я тогда делал. Впрочем, и Игги, и сам Боуи в разговорах предупреждали меня об опасности потерять русскость, стать американцем. Однако, как показала жизнь, самоидентификацию я, по счастью, не потерял.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

В Шереметевском дворце 21 сентября откроется экспозиция «Гармония пяти»

В Шереметевском дворце 21 сентября откроется экспозиция «Гармония пяти»Культура
Жителей Петербурга пригласили посетить выставку «Гармония пяти», которая распахнет двери в Шереметевском дворце. Экспозицию организовали…

Хореограф Глейхенгауз охарактеризовал выступления фигуристов на контрольных прокатах

Хореограф Глейхенгауз охарактеризовал выступления фигуристов на контрольных прокатахНовости
Хореограф Даниил Глейхенгауз оценил выступления российских фигуристов на контрольных прокатах сборной России в Петербурге. Контрольные…

В Петербурге 21 сентября задует мощный ветер

В Петербурге 21 сентября задует мощный ветерГород
Жителей Петербурга предупредили, что в Северной столице 21 сентября будет особенно ветрено. Ухудшение погодных условий…

Волонтеры клуба «Добрый Setl» организовали экскурсию на стройплощадку для детей

Волонтеры клуба «Добрый Setl» организовали экскурсию на стройплощадку для детейНовости
Ребята, находящиеся на попечении СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 5», побывали на площадке…

С 23 сентября петербуржцы смогут купить «Подорожник» в уникальном дизайне

С 23 сентября петербуржцы смогут купить «Подорожник» в уникальном дизайнеТранспорт
Жители Петербурга смогут купить проездную карту «Подорожник» в уникальном дизайне, посвященном 30-летию Законодательного собрания Петербурга.…