Продукты питания в РФ за 10 месяцев подорожали на 15%.
В среднем, по прогнозу ритейлеров, продукты питания подорожают на треть. Вице-президент группы компаний «Дикси» Илья Якобсон поделился прогнозом, что до конца года продовольствие подорожает до конца февраля на 20%, а по итогам года на 30%, пишет dp.ru.
На 30%, а может и на 45%
Председатель правления «Компании Холидей» (сеть продуктовых магазинов в Новосибирске, Омске и т.д.) Сергей Степанов предположил, что продукты подорожают на 40%, в худшем варианте на 45%.
Более оптимистично смотрит в будущее исполнительный директор сети супермаркетов «7Я Семья» Олег Пономарев. Он считает, что рост цен на продукты питания к концу первого квартала составит 6-7%, к концу года 20%.
И хотя давать прогнозы соглашаются не все ритейлеры, участники рынка не скрывают, что ценовая политика в самое ближайшее время будет пересмотрена.
Жизнь без импорта
Как сообщает «Коммерсант», импортеры продовольственных товаров несут существенные потери в связи с девальвацией рубля. Чтобы сохранить прибыльность бизнеса, некоторые поставщики предлагают торговым сетям существенные скидки, рассчитывая на увеличение оборота, другие настаивают на более частом пересмотре закупочных цен, в зависимости от курса валют. По мнению экспертов, несмотря на все усилия поставщиков, в ближайшем будущем доля импортной продукции на полках магазинов существенно сократится.
Как рассказали несколько участников розничного рынка, последние несколько недель поставщики импортной продукции (продукции, для изготовления которой используется импортное сырье) существенно пересматривают условия сотрудничества с торговыми сетями. Новые договорные обязательства предусматривают право поставщика изменять ценовые условия два раза в месяц, при условии уведомления торгового оператора за 14 дней, пишет издание. Сами же ритейлеры считают, что как только поднимается цена на товар, спрос на него тут же падает на 10-15%, а увеличение цен на 50% вслед за долларом невозможно.
За все заплатят горожане
Не исключено, что заложниками борьбы между поставшиками и ритейлами станут петербуржцы — «переход на новые отношения между поставщиками и сетями будет происходить не эволюционным путем, а через разрыв договоров, пустые полки в магазинах по целой группе товаров, и только затем они придут к подписанию соглашений на новых условиях, соответствующих реалиям текущей ситуации в стране», — считает генеральный директор «Агроальянса» (крупный импортер и производитель риса) Виктор Козырев, пишет издание.
По мнению аналитика инвестбанка «КИТ Финанс» Натальи Колупаевой, в ближайшем будущем торговые сети заметно сократят объемы закупок дорогой импортной продукции. «Маржа импортеров значительно сократилась, поскольку закупки осуществляются в основном в долларовой зоне, следовательно, в условиях девальвации рубля эти компании вынуждены повышать цены на продукцию. Сети будут стараться заменить их более широко востребованными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной в ближнем зарубежье. Например, импортные сыры и кондитерские изделия заменят русскими и белорусскими», — считает госпожа Колупаева.
Без мяса, но с кефиром
Уже сейчас петербуржцы начали отказываться от различных деликатесов и мяса. И если раньше, когда отмечался рост доходов населения, потребности в импорте мясной продукции только росли, то теперь, с началом кризиса, спрос на мясную продукцию начал снижаться.
Аналогичная ситуация происходит с кофе: объем потребления не сократился, однако потребители перешли на более дешевые сорта. Майонез горожане вообще стали покупать реже из-за его высокой цены.
Вступление кризиса в активную фазу, которая по прогнозам экспертов и аналитиков наступит в начале-середине II квартала 2009 года, станет катализатором еще большего смещения потребления в сторону недорогих продуктов питания, преимущественно первой необходимости, входящих в продуктовую корзину, пишет Advertology.ru.