Продукты питания в РФ за 10 месяцев подорожали на 15%.
В среднем, по прогнозу ритейлеров, продукты питания подорожают на треть. Вице-президент группы компаний «Дикси» Илья Якобсон поделился прогнозом, что до конца года продовольствие подорожает до конца февраля на 20%, а по итогам года на 30%, пишет dp.ru.
Полки опустеют
Но кроме подросших ценников в магазинах начал изменяться и ассортимент. Многих привычных, качественных продуктов будет не найти. К примеру, в сети «Пятерочка» планируют сократить ассортимент товаров с 5000 до 3500 позиций, в «Перекрестках» он упадет в два раза – с 20 тысяч наименований до 10 тысяч. Уже сократили ассортимент в «Дикси». Однако некоторые сети совсем отказываться от дорогого товара не спешат.
«Пока спрос на него упал несущественно. Но мы видим, что покупатели выбирают более дешевый ассортимент, и расширили его», – говорит Олег Рыбаков, управляющий компании «Интерторг» (сети продуктовых магазинов «7я»). Сокращать выбор здесь не планируют, пишет «Мой район».
По этому же пути идут в гипермаркете «Лента». «Люди пока не скупают в панике тушенку, крупу и соль – поэтому мы постепенно заменяем товары менее дорогими», – говорит Светлана Афанасьева, пресс-секретарь «Ленты».
По словам Светланы Витковской, начальника отдела по связям с общественностью X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»), кризис оздоровит ассортимент продовольственных магазинов.
«Ни в одном западном супермаркете не представлено больше трех видов молока или растительного масла», – говорит Светлана Витковская. По ее словам, конкуренция магазинов будет выражаться в том, кто дешевле продаст одинаковый товар.
Еще одна кризисная тенденция – импортные товары будут по возможности заменять отечественными.
По словам Светланы Афанасьевой, пресс-секретаря гипермаркета «Лента», полностью это сделать не получится из-за того, что российские производители не могут обеспечить большие партии товаров.
Кроме того, сети начнут вводить собственные торговые марки, цена на которые будут на 10-20 % ниже других. Так уже поступили в магазинах «Патэрсон».
Девальвация и кризис виноваты
Заметим, что ранее импортеры продовольственных товаров заявляли, что несут существенные потери в связи с девальвацией рубля. Чтобы сохранить прибыльность бизнеса, некоторые поставщики предлагают торговым сетям существенные скидки, рассчитывая на увеличение оборота, другие настаивают на более частом пересмотре закупочных цен, в зависимости от курса валют. По мнению экспертов, несмотря на все усилия поставщиков, в ближайшем будущем доля импортной продукции на полках магазинов существенно сократится.
По мнению аналитика инвестбанка «КИТ Финанс» Натальи Колупаевой, в ближайшем будущем торговые сети заметно сократят объемы закупок дорогой импортной продукции. «Маржа импортеров значительно сократилась, поскольку закупки осуществляются в основном в долларовой зоне, следовательно, в условиях девальвации рубля эти компании вынуждены повышать цены на продукцию. Сети будут стараться заменить их более широко востребованными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной в ближнем зарубежье. Например, импортные сыры и кондитерские изделия заменят русскими и белорусскими», — считает госпожа Колупаева.