Создатель и основной владелец группы ВЕФК Александр Гительсон был арестован в конце марта. Следственный комитет при Генпрокуратуре считает его и двух топ-менеджеров ВЕФК виновными в растрате свыше 1 млрд рублей. Банк ВЕФК проходит процедуру санации.
Как установил «Деловой Петербург», основной промышленный актив Гительсона — ОАО «Пролетарский завод» — также переживает не лучшие времена. В 2008 году предприятие впервые за последние годы получило убыток. Из-за сложной ситуации на финансовых рынках за продукцию завода стали расплачиваться не конечные покупатели, судостроительные верфи, а государство в рамках гособоронзаказа, объясняют на заводе, пишет dp.ru.
«Прирост краткосрочных заимствований в последние годы сопоставим с 70% выручки компании», — говорит аналитик инвестиционной компании «Энергокапитал» Александр Игнатюк. Даже если это и льготные кредиты основного акционера — корпорации ВЕФК, то стоимость их обслуживания сводит рентабельность компании к нулю, а платежи по общему объему долга выводят ее в отрицательную зону, объясняет эксперт.
Промышленники говорят, что кризис усиливает негативное влияние недофинансирования госзаказа на показатели предприятия. «Госзаказ сейчас — это палка о двух концах. С одной стороны — гарантированный объем сбыта, но с другой стороны, денег за эту продукцию нет», — говорит топ-менеджер одного из петербургских предприятий.
«Реальная инфляция привела к тому, что в 2008 году себестоимость нашей продукции не вписалась в нормативы Министерства обороны. Пришлось в середине года пересматривать договорные отношения, идти на конфликт. Год мы закончили с положительным результатом, но рентабельность по госзаказу оказалась отрицательной», — рассказывает генеральный директор ОАО «Звезда» Павел Плавник.
«Проблема неравномерного финансирования гособоронзаказа системная, а кризис ее углубил», — подводит итог аналитик компании «Тройка Диалог» Геннадий Суханов. Александр Игнатюк также не исключает, что в отрицательном результате Пролетарского завода «играют свою роль отношения со структурами ВЕФК: банковская группа получает надежного заемщика, долги которого фактически гарантированы задолженностью государства перед ним, а завод получает деньги на покрытие дефицита оборотных средств».