В конце ноября Балтийский государственный технический университет совместно с Государственным институтом архитектуры презентовали карту шума нашего города.
«Такая карта, кроме Петербурга, есть только у Лондона», — хвастались тогда сотрудники института. Карта очень полная и подробная, если верить заявлениям ее составителей, однако проверить это невозможно – она строго засекречена.
Сейчас карта шума, созданная на бюджетные деньги, почти год находится в комитете по градостроительству и архитектуре (КГА), и обнародовать ее сотрудники комитета не хотят и планируют использовать только для служебных целей, пишет «Мой район».
Однако карта может помочь петербуржцем непосредственно в борьбе против шума. По словам Бориса Ярцева, начальника отделения судовой и промышленной акустики НИИ имени Крылова, кроме знания обстановки в городе, карта может принести практическую пользу людям. «Зная ситуацию со звуком, люди могут требовать от власти его уменьшить, – говорит он. – Например, заменить окна в домах, поставить шумозащитные экраны».
Именно этого и боятся в КГА, считает Николай Иванов, ведь правда о шуме может спровоцировать шквал обращений жителей в комитеты и судебных исков. К примеру, если в конкретной зоне по карте уровень звука достиг предельной нормы или превышает ее, а здесь планируется стройка, то у суда есть основание ее отменить.
Ольга Цепилова, специалист эколого-правозащитной организации «Беллона», неоднократно как ученый просила чиновников предоставить карту шума, сделанную на бюджетные деньги. «Сначала ссылались на то, что нет специалиста на месте, – говорит она. – Потом беззастенчиво попросили по этому вопросу не беспокоить».
Официальный запрос издания, отправленный в КГА 30 ноября с тем же вопросом, до сих пор без ответа.
Ученые, которые карту составляли, придерживаются иного мнения – чиновники намерены использовать карту шума в своих интересах. «В городе много железнодорожных путей. Рядом с ними обширная зона отчуждения, где из-за шума нельзя строить, – говорит Николай Иванов из «Военмеха». – Если установить шумозащитные экраны, то инвесторы могут получить от Смольного тысячи квадратных метров под строительство».
По словам Елены Голубевой, юриста Института развития свободы информации, люди имеют право ознакомиться с тем, что создано на деньги налогоплательщиков. Для этого нужно подать иск в суд. «Почти такую же проблему, как и с картой шума, мы решили в середине августа этого года, – говорит Елена Голубева. – По иску петербуржца Юрия Скобина Красногвардейский суд обязал «Росрегулирование» предоставлять информацию о ГОСТах бесплатно и разместить их на своем сайте».
Институт развития информации готов помочь всем желающим составить исковое заявление к КГА, чтобы получить карту шума.
КСТАТИ: Сейчас средний показатель шума в Петербурге выше нормы и составляет 60 децибелов. Этот относительно невысокий показатель специалисты связывают с тем, что в пределах Петербурга есть довольно тихие районы: Курортный, Пушкинский, Выборгский, Кронштадтский и Колпинский.
Есть участки, где уровень звука превышает норму на 10-15 децибелов. Это зоны рядом с главными городскими проспектами – Московским, Стачек, Лиговским, Невским, кольцевой автодорогой, железной дорогой, микрорайоны рядом с промзонами и часть юго-запада, которая примыкает к аэропорту. Больше всех от самолетов страдают микрорайоны Ульянка, Лигово и Сосновая Поляна. Во время взлетов и посадок самолетов, которые днем происходят каждые три-пять минут, уровень шума превышает норму на 15-20 децибелов.
В список самых шумных районов города попали: Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Фрунзенский, Кировский и Красносельский.
Кто и как борется с шумом в Петербурге
За шум, по закону, несет ответственность территориальный Центр Госсанэпиднадзора, который есть в каждом районе. По всем вопросам, как-то связанным с шумом, нужно обращаться именно туда.
Специалисты замерят уровень шума, причем сделают это бесплатно — правда, лишь в том случае, если действительно есть подозрение на слишком высокий уровень. Если фирма или гражданин просто хочет знать, какой уровень шума на предприятии или в квартире, — это уже платная услуга.
В том случае, если специалисты обнаружат нарушение норм, будут приняты административные меры, в частности наложен штраф, отметил в интервью «Вестям» Николай Боровков, заведующий отделом гигиены окружающей среды Центра Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга.
В 2003 году в Петербурге был принят «Закон о тишине», согласно которому с 23.00 до 7.00 шуметь нельзя. В случае нарушения этого закона единственное, куда можно обратиться — так это в милицию, однако, как показывает практика, в большинстве случаев это бесполезно – у доблестных сотрудников правоохранительных органов есть дела и поважнее, и на подобные вызовы, они, как правило, не приезжают.
В Петербурге есть еще одна организация, которая занимается вопросами шума — это Ассоциация акустиков. В свое время ассоциация предлагала свои услуги по разработке мероприятий, устраняющих шум комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Однако там отказались от этого. А между тем, шум остается одним из самых серьезных экологических загрязнений.
«Увеличение шума на 10 децибел приводит к возрастанию общих заболеваний на 20 — 30%, а сердечных и нервных заболевании — в 1,5 — 2 раза, сообщил «Вестям» Эрнст Мышинский, президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков. — Лет 10 назад мы создали шумовую карту города и выяснили, что на основных транспортных магистралях превышены все допустимые уровни шума. Через 4 года было повторное измерение, и оказалось, что уровни шума на магистралях возросли еще на 4 децибела. Мы измерили в последний раз 6 лет назад уровни шума — и никто этим не заинтересовался… В одном китайском городке, маленьком по тамошним меркам (всего миллион жителей), я видел на перекрестках табло, которые показывали текущие уровни шума».
По словам Мышинского, это обусловлено прежде всего возрастанием транспортного потока, при этом речь идет только о большегрузных машинах с низкочастотными уровнями шума.
Есть и так называемые узкополосные шумы, например от электромотора в троллейбусе. Источников шума очень много: в метро, в маршрутках; предприятия общепита выводят вентиляционные установки во дворы — от этого страдают жильцы, поскольку нет виброизоляции, шумоглушения.
«В Европе справились по большей части с загрязнением воды и воздуха, — рассказал Радио «Свобода» заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности БГТУ «Военмех» Николай Иванов, — и теперь главные силы брошены на защиту людей от шума. Только на шумозащитное остекление и строительство экранов там тратится более 50 млрд евро ежегодно».
Однако экологам в России нет дела до шума, ведь у нас в стране существует масса других нерешенных экологических проблем. Не проявляют пока интереса к этому и общественные организации.
«Мы понимаем, что проблема шума существует, — сказал dp.ru председатель Санкт-Петербургского отделения «Зеленого креста» Юрий Шевчук. — Но нам пока хватает других забот». «Мы не занимаемся проблемами защиты от шума», — заявили и в офисе петербургского отделения «Гринпис России».
«Дело в том, что шум скорее санитарно-гигиеническая, чем экологическая проблема, — пояснил изданию Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ при Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей. — Ею должны заниматься медики и гигиенисты. Однако в по-следнее время в нашу организацию все чаще стали обращаться петербуржцы с конкретными жалобами на шум».
КСТАТИ: В 2003 году, когда был принят «Закон о тишине», произошел интересный прецедент. Изначально в законе было такое положение, которое запрещало звуковые сигналы автомобилей. Однако городской прокурор усмотрел в этом нарушение прав личности и подал протест, в конце концов положение было отменено.