Трое арестованных по делу о подготовке теракта в Казанском соборе Петербурга пожаловались на пытки после задержания, а их адвокаты указали на нестыковки в материалах дела. Ранее российские власти заявили, что предполагаемых террористов удалось задержать благодаря сотрудничеству с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США, пишет Newsru.com.
Как пишет «Новая газета», речь идет о задержанных Алисхане Эсмурзиеве, Шамиле Омаргаджиеве и Фирузе Калавурове, против которых возбуждено уголовное дело о незаконном обороте оружия и незаконном хранении взрывчатых веществ. Именно они, по версии следствия, являлись подельниками 18-летнего Евгения Ефимова, которого называют лидером группировки.
«Моего подзащитного избили люди в масках. Били кулаками по лицу, ребрам, почкам, и дома, и в машине; пытали электрошокером, а в камере вешали на ноги «крокодилы» и пытали током. Заставляли признаться в хранении оружия. Когда Эсмурзиева привезли в суд, ему так затянули наручники, что на руках остались шрамы», — заявил адвокат Максим Камакин, представляющий интересы Эсмурзиева.
Он добавил, что у его клиента есть жена и малолетняя дочь, «и как любой нормальный человек, он не стал бы хранить оружие в квартире, где они живут». «Эсмурзиев категорически настаивает, что все это ему подбросили во время обыска. Я сфотографировал шрамы и подал заявление в прокуратуру», — резюмировал адвокат.
Адвокат Александр Почуев, защищающий Ефимова, в свою очередь, обратил внимание на несколько несостыковок в деле. Во-первых, по его словам, его клиента задерживали утром 13 декабря, и на соответствующей видеозаписи видно, что на улице светло. Однако на суде следователь УФСБ Макар Аршинский указал время фактического задержания Ефимова — 01:00 14 декабря.
«Второе. Ефимов при задержании совершенно спокоен. Не оказывает никакого сопротивления. Ни с кем не спорит. Это вызывает сомнения. Третье. Взрывчатые вещества представлены в виде тротиловых шашек промышленного производства, а белый порошок (пероксид ацетона) обнаружен в мусорном баке. Дети им часто взрывают игрушки… Это не какое-то сверхсекретное вещество. Но, как мне объяснили специалисты, его очень сложно хранить — может сдетонировать в любой момент. Странно использовать для теракта именно его», — продолжил он.
Почуев также отметил, что сотрудники правоохранительных органов изъяли 250 г порошка, а этого вряд ли хватило бы, чтобы взорвать здание. «Парню едва исполнилось 18 лет, а его выдают за лидера подпольного бандформирования. Чтобы в таком возрасте стать им, надо быть очень выдающимся, что в ситуации с Женей — маловероятно. Скорее всего, на данный момент кому-то выгодно сделать его крайним… Сейчас Ефимов дает признательные показания. Но я не исключаю версию самооговора», — резюмировал он.
Напомним, в понедельник, 18 декабря, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил о том, что переданная российским спецслужбам ЦРУ информация, которая помогла задержать группу террористов, готовивших взрывы в Санкт-Петербурге, является образцовым примером сотрудничества США и РФ в борьбе с терроризмом.
Как отметил Песков, президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что ни одно государство не может эффективно бороться с терроризмом в одиночку. «И это как раз выразительный пример того, что эффективная борьба с терроризмом возможна только в условиях сотрудничества различных государств, в первую очередь России и США», — добавил он.
По данным следствия, ячейка сторонников ИГ (Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) — террористическая группировка, запрещенная в РФ) планировала совершить 17 декабря резонансные террористические акты — смертник должен был привести в действие бомбу в Казанском соборе в Петербурге. Пятеро фигурантов дела о терроризме были задержаны. Членами ячейки, как установили следователи, были семь человек, а главарем считают Евгения Ефимова.
17 декабря под арест были взяты три человека. Подозреваемые заявили, что оружие и взрывчатку им подбросили. Ранее были арестованы Ефимов и 23-летний консультант, планировавший атаку, Антон Кобец. Сообщалось, что Ефимова подозревают в незаконном изготовлении взрывчатки, а Кобца — в пособничестве в приготовлении к террористическому акту.