В период действовавшего договора о «заморозке», продукты, отнесенные к разряду социальных, в течение последних четырех месяцев постепенно росли в цене. А с 1 февраля участники соглашения подняли цены на вышеназванные товары на 5 — 6 % (есть договоренность, что максимальная наценка ретейлеров не должна превышать 10 %). Им позволили сделать это одномоментно.
Обеспокоенные темпами январской инфляции, чиновники предлагали зафиксировать цены без их повышения, на что компании «ответили» встречным предложением: мол, тогда и наши издержки (затраты на электричество, бензин, выплату зарплаты) не должны расти. Более того, часть продуктов могут стать дефицитом. Первым в списке на исчезновение значится растительное масло. Производители последнего уверяют, что, если сейчас не поднять цену на бутилированное растительное масло, его начнут скупать производители майонеза, затем ажиотаж юридических лиц подхватят физические, и через пару недель масла в стране не будет, сообщает Шанс. ру
По мнению аналитиков рынка, рост инфляции неизбежен. И чем дольше продержится мораторий, тем сильнее вырастут цены после его отмены.
Уже сейчас производители готовы к убыткам, экономисты прогнозируют всплеск инфляции и разорение мелких производителей, эксперты говорят о пустых полках в магазинах.Чтобы за год цены выросли не более чем на 8,5 %, их прирост в первом полугодии не должен превысить 6,8 %. Очевидно, что удержать цены в этой узде не получится.
Повышение на 5 — 6 % не спасет от разорения мелких производителей, которые уже сейчас находятся на грани банкротства, а потом и вовсе будут вынуждены покинуть рынок.
Отметим, что если в первом договоре, подписанном 1 октября 2007 года, цены на хлеб (пшеничный и ржаной), молоко и кефир низкой жирности, подсолнечное масло и яйцо куриное были зафиксированы на уровне 15 октября, то в новом — на уровне 31 декабря прошлого года.
Напомним, что соглашение о стабилизации цен на социально значимые продукты питания, истекающее 1 февраля, продлено до 1 мая, сообщает Минсельхоз России.
В середине января чиновники предлагали зафиксировать цены без их повышения. Компании ответили, что тогда для них персонально должны стать постоянными и издержки — например, на электричество, бензин, зарплаты.
Послабление вышло производителям масла. Каждый выберет один бренд (можно нерафинированное) и не будет повышать отпускную цену на него до 1 мая, говорит директор по корпоративным вопросам Bunge Кирилл Болматов. Зато цены останутся почти на том же уровне, отмечает он. Условия соглашения теперь касаются не всего растительного масла, а только самого дешевого, нерафинированного (15% рынка), добавляет Иванов. Bunge придется «себе в убыток» зафиксировать отпускную цену на рафинированный Ideal — нерафинированного масла компания не выпускает, сообщала ранее Гаzета.СПб. ру.
СПРАВКА: Социально значимые сорта хлебобулочных изделий можно приобрести в магазинах фирм ЗАО «Дикси-Петербург», ООО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»),ООО «Лента», ООО «О\’Кей», ОАО «Темп Первый» (сеть «Находка»), ООО «Фирма «Омега-97» (сеть «Паттерсон»), ООО «Русель» (сеть «Карусель»),«Центральные булочные», ЗАО «Торговый дом «Перекресток»;
— определенные сорта молока, кефира и сметаны — в магазинах ЗАО«Дикси-Петербург», ООО «Агроторг». ООО «Лента», ООО «О\’Кей», ООО
«Русель», ОАО «Темп Первый», ООО «Фирма «Омега-97», ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО «Весна», ООО «Любавушка», ЗАО «САМПО», ОАО «Северный универсам», ОАО «Универсам Фрунзенский», ЗАО «Универсам Таллинский»;
— куриные яйца II категории — в торговых сетях ООО «Агроторг», ООО«Лента», ООО «О\’Кей», ЗАО «Торговый дом «Перекресток»;
— три вида подсолнечного масла в магазинах торговых организаций ООО«Русель», ЗАО «Дикси-Петербург», ООО «Лента», ООО «О\’Кей», ОАО «ТемпПервый», ООО «Фирма «Омега-97», ООО «Любавушка» (сеть «Полушка»), ЗАО«Сампо» (универсам), ОАО «Универсам Фрунзенский», ЗАО «Универсам Таллиннский», ОАО «Северный универсам», ООО «Агроторг» и ООО «Фирма«Омега-97».
В торговых залах все продукты, реализация которых предусмотрена вышеназванными соглашениями, снабжены соответствующими яркими ценниками с указанием цены и их принадлежности к линейке социально-значимых товаров.