Премьера предыдущего спектакля была в 1998 году, но спустя всего 5 лет, «голландец» исчез из репертуара. Всему виной — пожар в мастерских театра. Тогда в огне погибли почти все декорации. И вот — новое рождение.
Вчера вечером в зале не было одного свободного места. И очень много женщин. Поклонницы оперы признаются, что «Летучий голландец» для них — это воплощение истинной любви.
Автор новой сценической версии – режиссер Йан Джадж, который ранее поставил на той же сцене «Богему» Пуччини. За дирижерским пультом был маэстро Валерий Гергиев, передает канал «Культура».
Как сообщает сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии, европейская премьера оперы «Летучий Голландец» состоялась на традиционном Зимнем фестивале в Баден-Бадене в январе, где получила блестящие отзывы требовательной немецкой критики:
«Ольга Сергеева и Евгений Никитин поют решающий дуэт Сенты и Голландца с такой душераздирающей силой и гармонией, как, наверное, редко приходится слышать. Но и в своих солирующих партиях они могут восхищать во всех регистрах, тем более что Ольга Сергеева в отличие от многих исполнительниц Сенты очень редко срывается на резкое звучание. Безупречны также Сергей Скороходов в партии Эрика и Евгений Акимов в партии Рулевого. Оба независимы, уверены, и тексты в их исполнении понятны». (Вольфганг Багер. Sudkurier. 19.01.2008)
«Валерий Гергиев проявил и проявляет себя в Мариинских постановках опер Вагнера как вагнеровский дирижер первого ранга, который с оркестром театра умеет раскрыть звучание вагнеровской музыки с богатством красок и напряжением.
И это вполне проявилось в «Летучем голландце». Уже тремоло в начале увертюры действует электризующе – и с этого момента Вагнер находится под током длительной нагрузки и с мощным напором приводит в действие выходящие из берегов вагнеровские волны эмоций. При этом Гергиев также очень убедительно умеет тонко смоделировать лирические партии и развернуть их с волнующей аурой.
[…]Во время премьеры Евгений Никитин в главной роли произвел впечатление проникающим сильным тембром, завораживающе подчеркнутой и ясной в произношении дикцией. Теноры Евгений Акимов (Рулевой) и Сергей Скороходов (Эрик) продемонстрировали очень впечатляющий вокальный потенциал. У исполнителя роли Рулевого – тембр легкий и светлый, у исполнителя роли Эрика — сильный и экспрессивный, но у обоих отличное звучание, с хорошим посылом и отменными верхами: добродетели, которые в этих партиях и в этой опере Вагнера встречаются не часто. (Карл Георг Берг. Die Rheinpfalz. 22.01.08)«Исполнителя партии Голландца Евгения Никитина можно назвать открытием вечера. Его густой бас оживил демонический жест Голландца, верхи партии». (Александр Дик. «Иллюстрация к опере» // Badische Zeitung.19.01.2008)
СПРАВКА: Источником сюжета «Летучего голландца» послужила распространенная среди моряков легенда о корабле-призраке, относящаяся, вероятно, к XVI в., к эпохе великих географических открытий. Эта легенда многие годы увлекала Г. Гейне, пишет www.belcanto.ru. В повести «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского» (1834) Гейне обработал её в присущей ему иронической манере, выдав свою обработку за якобы виденную в Амстердаме пьесу.
Вагнер познакомился с ней в 1838 году, во время пребывания в Риге. Интерес к образу моряка-скитальца обострился под впечатлением длительного морского путешествия в Лондон; страшная буря, суровые норвежские фьорды, рассказы моряков – всё это оживило в его воображении старинное предание. Вагнер увидел в нём иной, чем Гейне, драматический смысл. Композитора привлекла таинственная, романтическая обстановка событий: бурное море, по которому вечно, без цели, без надежды носится призрачный корабль, загадочный портрет, играющий роковую роль в судьбе героини, а главное – трагический образ скитальца.
Глубокую разработку в опере получила и излюбленная Вагнером тема женской верности, проходящая через многие его произведения. Он создал образ мечтательной, экзальтированной и вместе с тем смелой, решительной, готовой на самопожертвование девушки, которая беззаветной любовью и душевной чистотой искупает грехи героя и приносит ему спасение. Для обострения конфликта композитор ввёл новый контрастный образ – охотника Эрика, жениха Сенты, а также широко развил народно-бытовые сцены. В 1840 г. Вагнер набросал текст одноактной оперы, а в мае 1841 года, за 10 дней создал окончательный 3-актный вариант. Музыка писалась очень быстро, в едином творческом порыве – опера была закончена в семь недель (август-сентябрь 1841 г.). Премьера состоялась 2 января 1843 г. в Дрездене под управлением Вагнера.
СМОТРЕТЬ РЕПОРТАЖ «ВЕСТЕЙ»