Завтра на сцене петербургского ТЮЗа «Маленький принц» будет сыгран 221-й раз. В спектакле заняты актеры, игравшие в самом начале постановки в 1991 году. Народная артистка России Ирина Соколова была первой исполнительницей роли Маленького Принца, сообщает «Мой район».
Роль Летчика все 16 лет бессменно исполнял народный артист России Николай Иванов. Прирученного Лиса вновь сыграет народный артист России Игорь Шибанов.
Казалось бы, постановка, шедшая с успехом с 1991 года, причем всегда с аншлагами, должна жить и дальше. Но вмешались наследники Антуана де Сент-Экзюпери, пишет «Комсомольская правда».
Россия стремится в ВТО, а значит, должна соблюдать все действующие законы и постановления об авторском праве. Одними из первых их стали выполнять киношники. Открутил положенное количество раз пленку — и отдавай ее на хранение в Госфильмофонд. Но при массовом выпуске DVD-дисков с классикой они пишут: «Фильм перешел в национальное достояние Российской Федерации». И все, никаких претензий. А в театральном мире, оказывается, этот номер не проходит.
— Представляете, наследники Сент-Экзюпери прислали в театр петицию, где в ультимативной форме потребовали от нас выполнения нескольких совершенно неприемлемых пунктов, — в голосе Николая Иванова звучало неприкрытое возмущение. — Во-первых, по их мнению, роль Маленького принца должен играть непременно маленький мальчик, хотя у нас это блестяще делает великая травести Ирина Соколова. Во-вторых, во время спектакля не должна звучать музыка. А у нас весь спектакль поставлен на французском шансоне. В общем, мы посовещались и решили снять его с репертуара. Менять — это значит делать совершенно другой спектакль.
Родственники писателя, разумеется, имеют право на собственное мнение. Но до какой степени они могут навязывать его другим? Тем более что точка зрения самого Сент-Экзюпери на этот счет неизвестна. Ведь автор погиб 31 июля 1944 года, спустя всего год после создания своего великого произведения. К тому же он писал обычную сказку, а не пьесу, и вряд ли думал, как она должна выглядеть на сцене. Не до того ему было — война, боевые вылеты. Кстати, совсем недавно нашелся немецкий летчик, который признался, что это именно он сбил самолет Сент-Экзюпери). И вот теперь пулеметная очередь выпущена по спектаклю. И не только в Петербурге — точно такая же ситуация во всех театрах России, где идет эта сказка.
Фото из архива «Комсомольской правды»
Режиссер спектакля «Маленький принц» Андрей Андреев:
— Мы входим в мировое правовое пространство, что уж тут поделаешь. В советские времена мы о таких вещах не думали.
Хотя, конечно, хвалить наследников Сент-Экзюпери не за что. Юридически, может, они и правы, а по совести… Ну разве плохо, что произведение их предка играют на сцене? Их требования к спектаклю какие-то странные.
Для меня сейчас, конечно, все это — уже воспоминания о том, что сделано. Но для театра, я думаю, это потеря. Это был очень сложный постановочный спектакль. Это ведь большая литература. Я считаю, в детском театре присутствие такого произведения почти обязательно. И ведь сколько лет прошло, а зрители спектакль смотрят внимательно и с огромным удовольствием, переживают. Очень жалко, что это закончится.
Но главное, чтобы теперь не пошла цепная реакция. Вот недавно умерла великая сказочница Астрид Линдгрен. И кто теперь знает, что придет в голову ее наследникам? Вдруг они скажут, что вот это надо играть не так, а так? И что мы все будем делать? Я думаю, обществу надо научиться как-то защищать произведения искусства от случайных людей.
А на последнего «Маленького принца» в субботу я обязательно пойду. Театр меня пригласил, я не могу не прийти. Надо проститься со спектаклем. Он жил столько лет, и очень жаль, что он уходит.
Адвокат Вадим Усков:
— С юридической точки зрения наследники Сент-Экзюпери правы. Тут можно говорить только о моральной стороне дела. По законам отсчитывается 70 лет с момента смерти автора. Более того, срок действия охраны прав начинается с первого января. То есть если человек умер 2 января, срок отсчитывается с 1 января следующего года. Кроме того, тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, прибавляются еще четыре года. Самолет Сент-Экзюпери был сбит в июле 1944-го. Прибавляем 4 года и 70 лет. Выходит, что ограничения будут сняты только в 2018 году. Ждать осталось десять лет. А что касается «наездов» со стороны наследников знаменитых авторов, то похожая ситуация была с Иосифом Бродским. Долгие годы его творчество использовалось свободно, и вдруг появился представитель наследников и начал все запрещать. Бред, конечно, но юридически они правы.
Письма из агентства по авторским правам, что, мол, родственники Сент-Экзюпери требуют внести поправки в спектакль, получили не только в питерском ТЮЗе. Все театры страны, где идет «Маленький принц», читали это неприятное послание. Не стал исключением и Большой театр кукол, где пьеса идет с лета прошлого года.
— От нас наследники автора требуют внести те же поправки, — рассказала замдиректора театра Анжела Купец. — В спектакле не должно звучать музыки, и Маленького принца должен играть только мальчик. С этим мальчиком мы ничего не понимаем — у нас же куклы! Пока мы выкрутились, объяснив, что на момент постановки спектакля таких требований не звучало, а значит, мы вправе обращаться с материалом, как нам нужно. Кроме того, насколько мне известно, существует закон, по которому родственники автора должны сами выйти на постановщиков спектакля, а не действовать через агентства. Так что спектакль мы не снимаем, он у нас пользуется огромным успехом, и мы его повезем на «Золотую маску».