Тем не менее вместе со своими русскоговорящими сверстниками им предстоит освоить школьную программу. По словам экспертов, еще несколько лет назад в Петербурге не задумывались, как учить детей из других стран. Сейчас в городе начали выпускать Букварь для мигрантов и методички по их адаптации.
В петербургских школах за партой — 19,5 тыс. детей из семей иностранцев и граждан без постоянной регистрации. Это около 6,2% от всех школьников Северной столицы. Однако, как отметила в разговоре с БалтИнфо уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, с каждым годом их количество возрастает.
«Несмотря на отсутствие регистрации и гражданства, эти дети имеют право на получение образования. И пока они находятся на территории нашего государства, мы обязаны защищать это право», — подчеркнула она.
По данным, представленным администрациями районов, наибольшее число детей мигрантов сейчас учится в школах Калининского района. Здесь зарегистрировано 3 023 таких школьников, на втором месте Выборгский район – 2 548 человек, в школах Василеостровского района – 2 090 человек, Колпинского – 1 739 школьников, Московского – 1 980 учеников из семей без гражданства и регистрации.
Как пояснили БалтИнфо в аппарате уполномоченного по правам человека, в основном это дети из армянских и азербайджанских семей. Многие из них родились уже в Петербурге, либо приехали сюда в дошкольном возрасте. Они успели походить в детский сад и, как правило, владеют русским языком.
Сложности в основном возникают с детьми из среднеазиатских и северокавказских регионов. Среди них много тех, кто начал учиться у себя дома, а затем переехал в Петербург. А также есть те, кто приехал в Северную столицу перед самым поступлением в школу.
С такими учениками преподаватели вынуждены не только проводить дополнительные занятия по изучению русского языка, но также они помогают детям адаптироваться в чужой стране.
По словам Агапитовой, еще год-два назад об этой проблеме практически не говорили. Школьников-мигрантов было немного, и учителя самостоятельно решали эту проблему – проводили дополнительные занятия, создавали специализированные группы, индивидуально занимались с ребенком.
Однако сейчас стало понятно, что уже необходимы городские обучающие программы, так как есть школы, где до 50% учеников – это дети мигрантов.
«До конца в нашем городе ни одна программа для детей, не владеющих русским языком, сейчас не реализована. Все пока работает на уровне эксперимента. Часть вопросов поднималась в рамках программы «Толерантность», но это были в основном мероприятия по мониторингу ситуации», — подчеркнула она.
Агапитова отметила, что в Петербурге уже разработан Букварь для мигрантов, и четыре школы его закупили для этого учебного года.
«Например, одна из школ в Адмиралтейском районе нуждается в таких учебных материалах, так как здесь почти половина учеников – иностранцы. Конечно, занятия по русскому языку – это серьезная нагрузка на педагогов, но остается надеяться на их понимание», — отметила она.
С 2011 года дополнительное обучение также планируют проводить в Центре помощи семье и детям. Сюда ребенок сможет придти после школы и не только поучить русский язык, но ему здесь также помогут сделать домашнее задание.
Учащихся начальной школы, испытывающих трудности в освоении языка, сейчас также вне очереди зачисляют на занятия с логопедом. А часть учителей уже прошла специальные курсы повышения квалификации по работе именно с детьми-мигрантами.
В самих школах подтверждают, что плохое знание русского языка сильно сказывается на учебном процессе. Особенно это влияет на изучение математики и естественно – научных предметов. Возникает все больше проблем в старших классах, когда программа усложняется. Школьникам-мигрантам также очень сложно проходить итоговую аттестацию в 9 классе и сдавать ЕГЭ в 11 классе.
Кроме того, дети без гражданства и регистрации иногда просто перестают посещать школу. Сотрудникам общеобразовательных учреждений приходится самим их разыскивать, и часто эти поиски ни к чему не приводят.
Ни по одному ранее указанному адресу семью не удается найти, а информацию о новом местонахождении они, как правило, не оставляют. Кроме того, если у родителей возникают проблемы с документами, то их могут депортировать, а вместе со взрослыми на родину отправляют и детей.
По мнению уполномоченного по правам ребенка, эта проблема становится актуальной не только для Петербурга, но и для многих крупных российских городов. Сегодня уже необходимо принимать специальную программу по детям-мигрантам на более высоком уровне. А их обучение должно финансироваться из местного бюджета и из федерального.
«Мы также должны ориентироваться на международный опыт. В Финляндии работает целая государственная программа. Там помогают детям иностранцев не только адаптироваться в чужой для них стране и выучить финский язык, но также сохранить свои традиции и культуры. Например, здесь преподают 47 языков, и каждый может выбрать свой родной для дальнейшего изучения», — добавила омбудсмен.
Отметим также, что на сегодня в Петербурге проживает 986 детей дошкольного возраста из семей иностранцев, не имеющих гражданства РФ, и 1 991 ребенок без постоянной регистрации. Все они посещают детские сады, а это примерно 1,1% от общей численности дошкольников.
По данным, представленным администрациями районов, наибольшее число таких детей в Калининском районе. Здесь в детсады ходят 412 малышей без регистрации или гражданства. А еще в 2008 году их было чуть более двухсот. В Выборгском районе – 376 человек, детские сады Кировского района пополнили 356 детей мигрантов.