В последние два года дилеры строили по 20-25 центров в год и довели число автосалонов до 218, посчитал управляющий партнер London Consulting & Management Group Дмитрий Золин. С его оценкой согласен гендиректор группы «Олимп» Евгений Войтенков. В городе работает, по его словам, около 100 дилеров и рынок близок к насыщению.
Как сообщают «Ведомости», обилие дилерских автосалонов одной марки заставляет учредителей совершенствовать внутренние процессы. По словам гендиректора салона «Рольф-Октябрьская» Марии Мироновской, чтобы повысить основной показатель эффективности дилера — рентабельность на одно складское место, компании ускоряют оформление и предпродажную подготовку автомобиля, рассказывает гендиректор дилера GM «Лаура» Михаил Логутенко. В среднем по городу этот показатель составляет около 5%, говорит менеджер одного из московских дилеров.
Рентабельность успешной дилерской компании, по оценке Войтенкова, сократилась за последние два-три года вдвое — до 5%, а по некоторым, самым дешевым, маркам не превышает 3%. Увеличение объемов продаж ведет к росту затрат на персонал и аренду, объясняет Войтенков. Кроме того, специалисты не исключают, что строительство новых атвоцентров может привести к снижению рентабельности дилеров и, возможно, к банкротству некоторых из них.
Два года назад для дилера популярной марки достаточно было небольшой площадки в несколько сотен квадратных метров, а взрывной рост продаж в 2005-2007 гг. привел к тому, что дилеры вынуждены арендовать складские площади, на что уходит до трети дилерской маржи, рассказывает топ-менеджер одного из петербургских дилеров Ford.
Автопроизводители сокращают количество лицензий на открытие салонов
Некоторые автопроизводители уже прекратили выдачу разрешений дилерам на строительство новых автосалонов.
«Mazda в Петербурге продает четыре автосалона, новые пока строить не будет, рассказывает Мария Магуайр, PR-менеджер российского представительства Mazda. В этом году General Motors откроет девятый автосалон и на этом приостановит развитие в городе, говорит представитель GM CIS. Mazda анализирует и бизнес-план дилера. Компания должна быть уверена в том, что его рентабельность позволит точке продаж работать долгое время, а не закрыться через год-два», говорит Магуайр.
А Ford намерен увеличивать количество автосалонов в Петербурге, утверждает пресс-секретарь российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко. В мае один из дилеров — «ТДВ-авто» откроет десятый салон Ford в Петербурге. Это подтвердил председатель совета директоров «ТДВ-авто» Виктор Вайсберг. По словам Кулиненко, «Ford не интересуют внутренние экономические показатели дилера, компания предъявляет требования только к финансовой состоятельности владельца салона — его способности инвестировать в строительство центра и закупать в дальнейшем у производителя партии автомобилей.
Обеспеченность площадями автосалонов на душу населения в Петербурге в полтора раза выше, чем в Москве, поэтому не стоит ждать бурного развития в ближайшие годы, говорит директор департамента инвестконсалтинга петербургского офиса Colliers Int. Николай Казанский.
Конкуренция среди продавцов растет
Как сообщала ранее ГАЗЕТА. СПБ, по мнению исполнительного директора ЗАО «Аларм-Моторс» Леонида Миневича, количество дилерских центров Ford в Петербурге достигло предела. Аналогичная ситуация и с Toyota: конкуренция среди продавцов автомобилей этой марки очень высока.
Кроме того, в ближайшем будущем в Кудрово будет построена дилерская деревня на площади в 13 га, в случае успешной реализации проекта — он будет самым крупным дилерским автоцентром на Северо — Западе. Ожидается, что продаваться там будут автомобили марок: Ford, Audi, Mazda, Toyota, Land Rover, Volvo, Volkswagen, Skoda, Citroen, Kia, а также ряда китайских брэндов.