Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер, требующий с России около €5 млн компенсации потерянных инвестиций, добился обеспечительного ареста российской госсобственности на территории Швеции.
Городской суд Стокгольма 11 октября наложил общий арест на российскую госсобственность в Швеции, сообщил «Коммерсанту» Франц Зедельмайер. По его словам, это было сделано в качестве обеспечительной меры, сопровождающей процесс в Верховном суде Швеции. Зедельмайер требует с России свыше €5 млн компенсации инвестиций, потерянных им в 1990 годы при попытке организовать бизнес в Санкт-Петербурге.
Решение взыскать убытки в пользу господина Зедельмайера вынес Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме в 1998 году, и теперь для исполнения этого решения бизнесмен пытается найти российскую госсобственность, на которую можно было бы обратить взыскание. Суды стран Западной Европы, включая Швецию, могут обратить взыскание на имущество иностранного государства в случае, если это имущество используется в коммерческих целях. Франц Зедельмайер рассказал, что шведский суд пока занят выявлением такого имущества, но «судебные приставы уже наложили арест на комплекс зданий, принадлежащих России». О каких объектах идет речь, бизнесмен не уточнил, но сообщил, что «консервативная оценка российской госсобственности в Швеции составляет не менее 2-3 млн евро».
Вначале бизнесмен пытался, например, через суд арестовать экспонаты Роскосмоса на международном аэрокосмическом салоне ILA 2006 в Берлине. Но арест не состоялся — частные охранники выставки не пустили приставов на территорию. Осенью прошлого года неудачей закончилась попытка бизнесмена добиться принудительной продажи здания Русского дома в Берлине на Фридрихштрассе — немецкие суды решили, что дом используется в «суверенных целях» (то есть для государственной деятельности, в данном случае — внешнеполитической) и защищен госиммунитетом.
Общий арест российских активов в Швеции, по мнению юристов, создает риск не только для российских властей, но и для госпредприятий. «Несмотря на то что в России госсобственность, как правило, закреплена за самостоятельными госпредприятиями, которые по долгам государства не отвечают, суды иностранных государств могут все равно обращать взыскание на это имущество. Поэтому под арест в Швеции может попасть не только имущество, используемое госорганами, но и активы госпредприятий»,— считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Александр Муранов.