«Я, собственно, и не расставалась с Михайловским театром,— заявила Елена Образцова в интервью изданию «Коммерсант».— Мы продолжали созваниваться с Владимиром Кехманом все это время. Просто сейчас нашли форму сотрудничества, приемлемую для меня. Накануне десятилетия моего вокального конкурса и подготовки к собственному 70-летию я не могу сидеть в театре с десяти утра до часу ночи, как это было раньше. У меня слишком много других дел. В роли советника по художественным вопросам я смогу работать в свободном режиме. Я буду помогать Владимиру Кехману в выборе репертуара и смогу приезжать в Михайловский во время подготовки новых постановок, чтобы работать с певцами и дирижерами».
Важнейшим результатом возобновления сотрудничества Елены Образцовой с Владимиром Кехманом должно стать назначение главного режиссера, главного дирижера и художественного руководителя Михайловского театра. Напомним, после увольнения Елены Образцовой господин Кехман утверждал, что театр может прожить и без этих руководящих фигур. Однако теперь гендиректор театра со своим советником полностью солидарен: «Я надеюсь, что мы определимся с назначениями раньше, но крайний срок — 1 мая»,— сообщил Владимир Кехман.
Фото Валентина Илюшина, Фонтанка.ру
Госпожа Образцова также выразила надежду, что впредь гендиректор Михайловского будет советоваться с нею до, а не после принятия решений о репертуарных планах (как это, по ее словам, было с «Орестеей» Танеева—Сокурова и «Евгением Онегиным» Чайковского—Дотлибова—Станиславского). Впрочем, в этом вопросе между коллегами согласия пока нет. Господин Кехман заявил: «Все, что касается репертуара, будет входить в компетенцию художественного руководителя оперы. Принятие решений по репертуару будет осуществляться с учетом большого количества факторов, в том числе с учетом мнения Елены Васильевны. Я никогда не принимаю решений один, и, в частности, решение о постановках «Орестеи» и «Онегина» было принято коллегиально вместе с Еленой Образцовой и бывшим главным дирижером театра Андреем Анихановым».
Елене Образцовой и Владимиру Кехману предстоит договориться и о том, как проводить отбор певцов на роли в новых постановках. Советник по художественным вопросам сообщила о намерении учредить с этой целью худсовет оперной труппы, в который, кроме администрации, режиссеров и дирижеров, войдут и лучшие певцы труппы. На что гендиректор театра пока не готов: «Об этих планах говорить рано до тех пор, пока не будет художественного руководителя труппы. Когда он будет назначен, в его компетенцию войдет полное управление и абсолютная власть. Это единственно возможная структура управления театром». Еще один камень возможного преткновения между коллегами — вопрос о сотрудничестве с итальянским продюсером, ответственным за перевод на сцену Михайловского театра старых постановок опер «Сельская честь», «Паяцы» и «Любовный напиток». Госпожа Образцова мечтает о том, чтобы сотрудничество театра с господином Волонтьери пошло на убыль. Однако господин Кехман в данном вопросе категоричен: «С Волонтьери подписан контракт на три года, он является моим консультантом, и сотрудничество с ним будет продолжено».
Елена Образцова поделилась планами на будущий сезон. Знаменитое сопрано Рената Скотто появится в театре не только как консультант и член экспертного совета, но проведет мастер-классы для вокалистов и поставит «Сомнамбулу» Беллини. Сама Елена Образцова готова выступить режиссером оперы Массне «Вертер»: «Я уже ставила эту оперу в Большом театре, но в Михайловском поставлю по-новому». В планах также «Алеко» Рахманинова (с приглашенным режиссером): «В этой опере можно будет занять всех басов Михайловского театра — они хороши, но пока что им почти нечего петь»,— заявила Елена Образцова.
СПРАВКА: Елена Образцова (фото www.vashdosug.ru) родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Петь начала с 5 лет. С 1948 по 1954 год Лена занималась в Детском хоре Ленинградского Дворца пионеров. Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова по классу профессора А.А.Григорьевой (оперный класс А.Н. Киреева) она окончила в 1964 году.
На сцене Большого театра Е.Образцова дебютировала, еще будучи студенткой, в партии Марины Мнишек в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (17 декабря 1963 года). Все, что последовало за этим в крупнейших городах и столицах мира — Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе, — принесло Елене Образцовой славу одной из самых блистательных звезд вокального искусства нашего времени. Всю жизнь Образцова проработала в Москве.
Также Елена Образцова выступает в ведущих оперных театрах мира. Она — почетный член Пушкинской академии (1995), почетный член Академии, академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академик Академии российского искусства (1999), член Международного общества друзей Русского музея (1998), имеет несколько десятков правительственных наград. Возглавить оперную труппу Михайловского театра Образцову пригласил Кехман в прошлом году.
Напомним, что 1 октября Елена Образцова прекратила работу в петербургском Михайловском театре, освободив место художественного руководителя.