Незаконный отток капитала из России составил как минимум $211,5 млрд с 1994 года (самые ранние доступные данные по России) по 2011 год, подсчитали в исследовательской организации Global Financial Integrity (GFI).
«У России серьезные проблемы с нелегальными финансовыми потоками, — заявил глава GFI Раймонд Бейкер. — Сотни миллиардов долларов, которые могли быть потрачены на здравоохранение, образование и инфраструктуру, потеряны. В то же время более половины триллиона долларов незаконно поступило на территорию России на финансирование преступлений и коррупции».
Цифры нового исследования, на первый взгляд, расходятся с предыдущими докладами GFI. Так, в докладе 2011 года говорилось, что только с 2000 года по 2008 год из России было вывезено $427 млрд. Это не ошибка, а смена системы подсчета, поясняют в организации.
Если использовать систему подсчета Всемирного банка, пишет GFI, которая включает как декларируемый, так и недекларируемый отток, получается $782 млрд нелегального оттока капитала за 1994—2011 годы.
Новая система включает только «грязный» отток, и он составляет $211,5 млрд. Это те деньги, которые не проходят ни по каким документам. «Этот отток представляет собой доход от преступлений, коррупции, ухода от налогов», — поясняют авторы доклада.
Незаконный приток капитала в это же время в Россию составил $552,9 млрд. В основном это отмывание денег под видом торговли.
В последние годы (2009—2011) на первое место и среди получателей, и среди источников российских прямых иностранных инвестиций вышел Кипр. Только в 2011 году Россия получила от Кипра $128,8 млрд прямых инвестиций. Это в 5,6 раз больше, чем ВВП Кипра ($23 млрд). «Официальные прямые иностранные инвестиции просто отражают кругооборот предварительно незаконно выведенных из России на Кипр средств», — считает автор исследования Дев Кар. Он называет Кипр главной прачечной российского криминала.
Незаконные приток и отток капитала обеспечивают существование теневого сектора экономики России.
Теневая экономика, которая включает контрабанду наркотиков, торговлю оружием и торговлю людьми, оценивается в 46% ВВП России за период исследования.
И теневой сектор продуцирует все новые нелегальные финансовые потоки. Кар называет это «эффектом снежного кома», в соответствии с которым теневая экономика и незаконные потоки «будут продолжать расти все более быстрыми темпами, пока этому не помешают политические меры и институты», пишет Газета.ру.