Как пишет газета «РБК daily», вчера на конференции «ОСАГО: тарификация и регулирование» аналитик «Эксперт РА» Александр Малолетнев представил доклад. Из него следует, что коэффициент убыточности для участников рынка обязательного страхования оказался слишком высоким. Основными причинами этого были названы высокий уровень инфляции, а также перенасыщенность рынка.
Напомним, что с 1 января следующего года вступят в силу поправки, увеличивающие выплаты на каждого пострадавшего. По словам вице-президента «Росгосстраха» Дмитрия Маркарова, уже в будущем году из-за этого совокупный объем выплат по ОСАГО может вырасти в два раза.
Во вторник в ГосДуме во втором чтении был принят целый комплекс поправок к закону об ОСАГО, который будет принят до конца уходящего года
Основными изменениями в своде авомобильного страхования станут прямое урегулирование и упрощенный порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Основная часть поправок вступит в силу уже с 1 января 2008 года, а прямое урегулирование планируется ввести с 1 июля.
Предполагается, что в 2008 сократится минимальный срок действия полиса ОСАГО – с шести месяцев до трех. Среди других поправок — увеличение сроков принятия решения о страховой выплате с 15 до 30 дней, штрафы для страховщиков за несоблюдение сроков выплаты, увеличение суммы выплат по жизни и здоровью до 160 тыс. рублей на каждого из пострадавших в ДТП.
Таким образом, вводится прямое возмещение убытков, да и сами выплаты резко увеличатся. Но только в том случае, если нанесен вред жизни и здоровью.
В том случае, если авария мелкая и водители оценили ущерб в пределах 25 тыс. руб., вызывать автоинспектора не нужно. Автовладельцы сами могут договориться о компенсациях. А для тех водителей, которые ездят на своих машинах, как правило, летом, минимальный период страхования сократится с нынешних шести месяцев до трех, пишет «Утро.ру».
По мнению участников рынка автострахования, прямое урегулирование – безусловно, положительная инициатива. Теперь автовладельцы смогут обращаться за выплатой в свою страховую компанию, где они заключали договор ОСАГО, а не в компанию виновника ДТП, — продолжает Андрей Знаменский.- Поскольку страховщики заинтересованы в притоке клиентов, они будут стараться улучшать качество обслуживания по ОСАГО. Но не все российские страховщики готовы сегодня к прямому урегулированию, возможно, вступление в силу этой поправки повлечет за собой уход с рынка небольших компаний», сообщает «Фонтанка.ру».
Понятно, что представители страховых служб не в восторге от поправок к закону. Например, европротокол, по которому участники аварии смогут не дожидаться часами сотрудников ГИБДД, по их мнению, даст возможность мошенникам лишний раз подзаработать. Ведь водители будут самостоятельно заполнять извещение, фиксировать схему ДТП при условии, что в аварии участвовали два автомобиля, нет пострадавших, и оба водителя согласны, что сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.
Страховщики опасаются, что водители вряд ли сами смогут, без сотрудников автоинспекции, правильно зарисовать схему столкновения и, тем более, оценить реальный ущерб, а это не всегда может сделать даже эксперт. Опасения их, впрочем, вполне понятны — на основании этих документов страховая компания должна будет принимать решение об ответственности одного из водителей.
«Из всего списка предложенных Госдуме поправок, я выделил бы предложения, упрощающие систему заключения договора, — говорит Алексей Ковязин, начальник управления автострахования СОАО «Регион». — Например, отмена периода использования автомобиля. Достаточно того, что в договоре можно устанавливать оптимальный срок страхования. Далее, — список лиц, допущенных к управлению транспортным средством. С одной стороны, при нынешней редакции получается более индивидуальный тариф, учитывающий стаж вождения тех, кто может управлять авто, но с другой стороны, — почему этот вопрос должен регулироваться страховщиками, а не ГИБДД, сотрудники которого выдают права? А если у соседа по даче сердце заболело, получается, что отвезти в больницу его сможет только тот, кто вписан в полис?».
В целом же, можно ожидать, что введение целого комплекса поправок по ОСАГО (всего их около 30) повлечет за собой в дальнейшем и увеличение тарифных ставок по данному виду страхования. «По моим ощущениям, до середины 2008 года тарифы будут прежними, а потом вырастут на 20%», — отметил первый заместитель генерального директора ЗАО «АСК-Петербург» Юрий Берхман.
СПРАВКА: Из представленного аналитиком «Эксперт РА» Александром Малолетневым доклада следует, что на 1 июля 2007 года нижняя граница годового коэффициента убыточности для участников рынка ОСАГО составила 66%, а верхняя — 76% (показывает максимально возможный уровень убыточности в среднем по рынку). «Уже сейчас необходимо изменить ряд региональных коэффициентов, — считает эксперт. — При этом основными причинами являются не только высокий уровень инфляции, но и повышение страховой грамотности населения, а также высокий уровень насыщения рынка».
Отметим, что заместитель начальника управления учета и экономического анализа ФССН Яна Мирошниченко, считает, что проблема расчета тарифов по ОСАГО стала ключевой для надежности страхового рынка. В свою очередь глава управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Козлов заметил, что если тенденция ухода страховщиков с рынка продолжится, то скоро в ряде регионов закон об ОСАГО будет просто некому исполнять. При этом, как указал Д. Маркаров, обязанности по выплатам с уходящих с рынка страховщиков перекладываются на остающихся, что в конечном итоге может привести к коллапсу.