Как показал социологический опрос, проведенный Исследовательским центром портала SuperJob.ru, 37% наших сограждан относят себя к среднему классу, но единого мнения относительно того, кто же может считаться полноправным представителем данной прослойки населения, у россиян нет. Для кого-то это директора и топ-менеджеры крупных компаний, а для других – «люди, балансирующие на грани выживания», пишет «Мой район».
«В европейских странах средним классом считаются граждане, доход которых на одного человека в семье превышает 1 тысячу долларов (евро). До недавнего времени моя семья по европейским меркам считалась средним классом», – комментируют респонденты (37%), относящие себя к российскому среднему классу.
Любопытно, что утвердительный ответ на вопрос дало одинаковое количество респондентов с сильно различающимся уровнем дохода – по 39% среди россиян с ежемесячным окладом до 15 тысяч рублей и свыше 45 тысяч рублей. Другими словами, нашим соотечественникам не совсем понятно, кого же в российских условиях можно отнести к среднему классу.
Почти половина опрошенных (49%) не видит оснований для того, чтобы относить себя к среднему классу. По мнению части из них, «средний класс – это респектабельные буржуа, имеющие в собственности городское и загородное жильё, более одного автомобиля на семью и сбережения», тогда как у них этого нет. Другие же и вовсе считают, что в России есть только «класс бедных и класс богатых».
Затруднились с ответом 14% участников опроса. «А с какого финансового уровня начинается средний класс?!» – вопрошают они.
Если же говорить о стране в целом, то 64% наших сограждан считает, что средний класс в России всё же существует, но «очень малочисленный». При этом он «отличается от зарубежного», а его представители в основном базируются «в Москве и ещё нескольких городах-миллионниках».
В том, что «у нас есть только богатые и нищие» уверены 28% опрошенных. По мнению респондентов, средний класс имеет сейчас мало шансов на развитие, так как для этого «нужно как минимум лет 10-15 и постоянная стабильность», а в условиях кризиса это практически недостижимо.
8% участников исследования не смогли дать однозначный ответ на поставленный вопрос: «Не понятно, с чем сравнивать. С бомжами, что ли? Или с уровнем жизни среднего инженера в советское время?»